Кризис первого года жизни ребенка

Проявления стресса у детей

  • частые изменения настроения, недоверие ко взрослым, скрытность;
  • частые эмоциональные расстройства;
  • возникновение проблем со сном: бессонница, кошмары, трудности с просыпанием и вставанием с кровати;
  • постоянные конфликты с родителями, учителями и воспитателями, остальными взрослыми и сверстниками;
  • у маленьких детей: необъяснимые истерии, страх одиночества и темноты, боязнь животных, взрослых людей, невидимых чудовищ и т.д;
  • у подростков: возникновение желания отличаться от других людей, быть неформальным, перечить родителям и педагогам, вступление в конфликты со сверстниками.
  • психосоматические признаки стресса: скрип зубов во сне, неврозы, возникновение кожных заболеваний (нейродермита), энурез, головные боли и боли в желудке, заикание, нервный тик.

Причины кризиса 3 лет у детей

Как вы уже знаете в период кризиса 3 лет у детей появляются такие особенности в поведении как: негативизм, своеволие, упрямство, агрессия и многие другие нежелательные проявления психики. Все эти особенности поведения объясняются тем, что ребёнок период 2,5 — 3,5 лет начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю.

Острое протекание кризиса трех лет с истериками может быть следствием авторитарной модели воспитания в семье, ограничения личной инициативы  и самостоятельности ребёнка, неадекватного и частого применения наказаний и запретов, либо наоборот к обострению взаимоотношений ребенка со взрослыми будет способствовать такой стиль семейного воспитания как гиперопека, а также несогласованность и непоследовательность в требованиях к ребенку.

Что делать родителям в период кризиса?

Выстроить день ребенка так, чтоб его нервная система не переутомлялась.
Режим дня с чередованием сна и бодрствования. Если малыш днем не хочет спать, уговорить полежать или спокойно посидеть.
Если ребенок сильно устал, он переутомился и тогда ему сложно уснуть. Его возбуждение перерастает в перевозбуждение. Может начать капризничать, плакать, требовать непонятно что. Не ждите, что он просто уснет, как взрослый. Ему надо помогать успокоиться (лечь рядом, погладить по голове, рассказать сказку).
Пересмотреть свое отношение к питанию крохи и не циклиться на нем. Учитывайте, что все дети едят периодами – то едят все подряд, то не заставишь. Насильно кормить не стоит. Лучше разнообразить предлагаемые блюда
Если не съел сейчас, значит, не голоден и съест позже.
Не поддерживать истерики – не поощрять, но и не сосредотачивать на них свое внимание. Ребенок учится понимать, что подобным негативным поведением он не сможет ничего добиться
В таких случаях его следует  завлечь чем-то интересным (эффект неожиданности), унести в другое место или домой, особенно если вы находитесь на людях. Быть рядом, спокойно и сдержанно принимать его состояние и пытаться сконтейнировать его чувства. Когда малютка успокоится – не наказывайте, а обязательно подарите ему свою любовь в виде объятий и поцелуев. Он не может обойтись без истерик, но после них он непременно должен ощутить, что он все равно хороший

Это очень важно для него – чувствовать себя любимым.
Если кроха замахивается для удара, перехватите его руку и отвлеките вообще от сложившейся ситуации. Это сделать легко, потому что внимание у детей в этом возрасте еще непроизвольно, то есть не зависит еще от воли ребенка и возникает автоматически

Но обычно к этому времени взрослый сам уже «закипает» от своих эмоций и не всегда может справиться с собой.
Чтобы не было взрыва, предоставлять маме возможность передохнуть и просить кого-то иногда побыть с малышом. Это могут быть бабушки, дедушки, папа, няня.
Не давать сильную нагрузку на левое полушарие мозга. Если обучаете, то обязательно через игру и образы.
Учитывайте, что это период физической активности малыша. Он не может сидеть на одном месте. Ему необходимо движение.
Ваш ребенок важнее мнения окружающих о нем. Если вам становится стыдно за то, что он не хочет делиться своими игрушками с другими детьми, уходите с ним из этого места. Гуляйте пока изолированно. Придет время, и он сам начнет делиться и меняться ими с другими детьми.  Лучше играть без детей и их родителей, нежели выслушивать, как плохо ведет себя ваш малыш, угождать им в просьбе утихомирить своего кроху. Если вы планируете поход в ресторан, заранее продумывайте ситуацию, есть ли там условия для нахождения вас с ребенком.
Не разрешайте чужим дядям и тетям воспитывать вашего ребенка. Обычно это делают прохожие люди преклонного возраста: «Ай, какой ты плохой, сейчас  тебя полицейский заберет!» Более молодое поколение такого себе не позволяет. Но все же…Никто не имеет права ругать и поучать чужих детей. Взаимодействие должно происходить только на уровне взрослых.
В три года ребенок умеет ревновать свою маму. Он хочет быть единственным и не желает делить ее еще с кем-то. И когда появляются младшие братья или сестры, он тяжело это переживает. Важно в таких обстоятельствах давать много любви малышу, чтоб он чувствовал себя самым-самым любимым!

Милые Мамы!

Если Вы гордитесь своими детьми — Вас видно сразу – Вы светитесь!

Если стыдитесь – Ваши чувства считываются окружающими и тогда они начинают манипулировать вами.

Гордитесь своим ребенком, любите его, окутывайте заботой и вниманием. У вас появились дополнительные вопросы?

У вас появились дополнительные вопросы?

Кризис 3 лет у ребенка – основные признаки

Осознание своего «Я» у крохи начинается под воздействием, с каждым днем возрастающей, практической деятельности. Именно поэтому в данном возрасте от него можно все чаще услышать «я сам». В этот период ребенком движет не только желание больше узнать и освоить что-то новое, теперь для него окружающий мир становится сферой самореализации, где он проверяет свои силы и испытывает возможности. Кстати, это тот момент, когда у ребенка возникает самолюбие, являющееся одним из наибольших стимулов к самосовершенствованию.

Новое осознание своей личности проявляется еще и в стремлении подражать взрослым и быть во всем на них похожим. Малыш, желая доказать свое равенство со старшими, может пытаться делать то же, что и они – самостоятельно причесываться, обуваться, одеваться и т.д, а также вести себя подобно старшим, отстаивать свои мнения и желания. Кроме этого происходит перестройка социальной позиции, меняется отношение не только к себе, но и к близким и даже посторонним людям. Основные мотивы поступков крохи все чаще зависят не от мгновенного желания, а от проявления личности и отношений с окружающими.

Отсюда нередко возникают новые линии поведения, которые и являются признаками кризиса трех лет. К ним относятся:

  • Упрямство. Высказав какое-либо желание или мысль, малыш будет стоять на своем до последнего, причем, даже если это самое желание у него уже давно пропало. Обычно переубедить упрямца не помогают никакие уговоры и обещания чего-то более стоящего. Таким образом кроха хочет понять, что с его мнением считаются.
  • Негативизм. Под этим термином подразумевается стремление ребенка противоречить и делать все не так, как ему говорят. Например, кроха может очень хотеть пойти на прогулку или порисовать, но откажется от этого лишь потому, что предложение поступило от взрослого. Но подобное поведение вовсе не является баловством или непослушанием. Таким образом, ребенок поступает вовсе не потому, что этого ему хочется – так он пытается защитить свое «Я».
  • Стремление к самостоятельности. Ребенок стремится все делать и решать только сам. На первый взгляд это неплохо, однако возрастные кризисы у детей в три года делают эту черту чрезмерной, неадекватной их возможностям. Поэтому такую самостоятельность правильней назвать скорее своеволием.
  • Обесценивание. Все, что некогда ребенку было дорого или интересно, может потерять для него всякое значение. Причем, это касается не только вещей или любимых занятий, измениться может поведение и даже отношение к близким. В этот период родители для малыша могут «стать злыми», милая соседка, которую он ранее с радостью встречал – противной, любимая мягкая игрушка – плохой и т.д. Нередко дети начинают обзываться или ругаться.
  • Деспотичность. Ребенок указывает окружающим, что те должны делать или как себя вести и требует, чтобы ему подчинялись. Например, кроха решает, кто должен уйти, а кто остаться, что он будет одевать, есть или делать.

«Но, пожалуйста, не надо чувство юмора терять!»

Многих конфликтных ситуаций можно избежать, если подключить чувство юмора, творческий подход и умение играть. Ваша основная задача – направить кипучую энергию в мирное русло, а опасному или неприемлемому устремлению найти адекватную замену.

Например, на кухне, где так много заманчивых взрослых вещей, вроде горячей сковородки или острых ножей, можно найти не менее притягательные, но куда более безопасные пластмассовые миски или корзинку с луком и чесноком – пусть разбирает и складывает снова. Можно выдать и небольшую небьющуюся тарелочку с горсткой отварного риса или овощей. Пусть малыш рассадит вокруг кукол и мишек и угощает их. Вот вам одновременно и развитие сюжетной игры, и мелкой моторики, и полчаса свободного времени для мамы.

Вместо стремянки, которая, словно магнит, тянет к себе малыша, можно предложить устойчивую небольшую подставку, на которую можно забираться и снова слезать.

Последствия от «безобразной еды» можно свести к минимуму, если заменить нарядную скатерть практичной клеенкой, а малышу повязать большой резиновый нагрудник с «корытцем» для не попавших по назначению крошек и вручить ему ложку. Конечно, в рот ему попадет в лучшем случае половина еды, зато он будет есть САМ!

Ваш малыш не любит столь полезные игрушки с отверстиями геометрической формы, в которые нужно засунуть нужные фигурки? Зато его не оторвать от стиральной машины, где в бешеном вихре вращается белье. Попробуйте вместе с малышом загружать и разгружать стиральную машину, обычно детям очень нравится складывать белье в окошко машины, а потом вытаскивать его оттуда. Годовалый карапуз уже вполне может вам помочь в этом нелегком деле. Заодно поговорите о том, как называется одежда – трусики, майка, рубашка, платье.

Ваш ребенок безобразно ведет себя в ванне – вырывается, наотрез не хочет купаться? Но, может быть, он согласится искупать свою уточку или куклу?

Иногда малышу приходится делать то, что ему совсем не нравится. Что же, это удел взрослеющего человека. Вы сами всегда ли делаете только то, что вам хочется? Попробуйте неприятную процедуру превратить в игру. Например, от боли в горлышке врач велел делать ингаляции. Налейте в большую миску или таз горячий отвар ромашки или содовый раствор, опустите в воду зажженные плавающие свечи и, накрывшись вместе с малышом полотенцем, посмотрите на них. Если ему страшно под полотенцем, тогда придется переместиться в хорошо прогретую ванную. Там можно в тазу с целебным раствором пускать бумажные кораблики, дуя на них изо всей силы.

Для того, чтобы попарить озябшие ручки, можно вместе мыть кукольную посуду в большой миске с горячей водой.

Как проявляется кризис?

  1. Отрицание – все наоборот. Мама предлагает одно, а ребенок требует противоположное.
  2. Упрямство. Желание настоять на своем. Ситуации, когда на улицу берутся все возможные игрушки, а играет палочкой, найденной на дороге. Либо в дождь надеваются босоножки.
  3. Капризничает без четких требований.
  4. Истерики, как протест, сопровождающиеся криком, топаньем ног, битьем кулаков об пол или стену.
  5. Выражение агрессии – плюется, кусается, дерется.
  6. Оскорбление взрослого. Обзывает разными словами.
  7. Появление тревожности. Возникновение первых страхов.

Если вы заметили эти симптомы в возрасте около 3 лет, это считается возрастным кризисом.

Если же период проходит, а симптомы присутствуют – это ситация, когда ребенком зафиксировалось определенное поведение на неверные действия  взрослых (устрою истерику, и мне все дадут).

Малыш пробует себя, учится взаимодействию с окружающим миром (получится у меня манипулировать или не получится). И если в ответ на его грубость и агрессию отвечать этим же, родители смогут добиться успеха лишь на короткое время. Ребенок будет побежден, но получит невроз, который в дальнейшем будет выражаться через вредные привычки – сосать пальцы, грызть ногти, появится беспокойный сон. Особенно это касается детей с низким порогом чувствительности.

Сколько длится кризис 3 лет

Каждому родителю интересно, через сколько закончится этот кризис и постоянные истерики со стороны ребенка. Но увы, на данный вопрос ответов нет, поскольку все индивидуально.

Кризис может начаться как в 2,5 года, так и в 3,5, и продлиться до 3 или же 4 лет. Все напрямую зависит от того, какая нервная система у ребенка и темперамент, отношение родителей к происходящему и психологическая помощь.

Также хочется отметить, что кризис 3 лет протекает в более короткие сроки, всегда очень эмоциональный, и это считается нормой. Но стоит помнить, что если кризис затянулся на 1,5 года и больше, необходима консультация специалиста.

Какова основная причина

Малыш в 3 года уже желает быть взрослым, и соответственно пытается восполнить это в жизни. Постоянные запреты и ограничения со стороны родителей попросту не дают проявляться его самостоятельности. В связи с этим получается внутренний протест, и поведение ребенка меняется.

Безусловно, у каждого малыша такой кризис протекает по своему. Одни устраивают истерики, протесты, и это может привести к серьезным проблемам. Другие же наоборот, более спокойно на все реагируют, у малышей небольшие капризы и частые смены настроения. У таких детей понятно, что наступил кризис, но он является вполне контролируемым.


Причины кризиса 3-х лет

Существует несколько причин, в соответствии с которыми у ребенка может ярко проявиться кризис трех лет:

  1. Стиль воспитания – если семья является авторитарной, со строгими порядками, запретами и подавлением самостоятельности.
  2. Чрезмерная опека – также подавление самостоятельности. Родители контролируют каждый шаг ребенка.
  3. Отношения в семье – кризис 3 лет способен усугубиться, если в семье очень напряженная атмосфера. Родители постоянно ругаются, отсутствуют дома. Особо яркие протесты начинаются, когда в семье появляется еще один малыш. Начинаются неконтролируемые вспышки гнева из-за дефицита внимания.

Интересно: Психология и воспитание детей 3-4 года: особенности, кризисы, советы

Особенности проявления

Проявляется кризис у каждого ребёнка по-разному. Кто-то закатывает истерики в магазине, кто-то убегает, а некоторые дети упрямо не хотят подчиняться.

Основные особенности переходного возраста 3 лет:

  1. Диктатура. Ребёнок устойчиво пытается подчинить себе родителей. Нет другого варианта, как подчиниться. Любые другие решения малыш воспринимает с плачем.
  2. Обесценивание. Теперь любимая игрушка под диваном, песни не стоит петь, а любимый папа уже воспринимается как чужой дядя.
  3. Самостоятельность. В некоторых случаях это хорошо, в других — малыш не даёт себе помогать, а неудачи будоражат детскую психику ещё больше.
  4. Негативизм. Малыш будет отказываться от игр только потому, что их предложила мама, а не он сам стал инициатором.
  5. Настойчивость. В любой ситуации малыш настаивает на своём и не принимает никаких аргументов.

Кризис 3 лет: рекомендации родителям

Если у ребенка кризис 3 лет, советы родителям сводятся, по большому счету, к рекомендации соблюдать баланс. Не стоит как наказывать ребенка, так и поощрять его поведение

Во время истерики попытайтесь переключить внимание упрямца на что-то другое, а если не получается — просто переждите. Но когда ребенок успокоится, обязательно проговорите с ним случившееся, объясните, что любите его по-прежнему, но такое поведение вас очень расстроило и в обществе оно недопустимо

Предоставьте ребенку возможность выбора

Ребенок хочет быть самостоятельным? Разрешите ему самому принимать решения. Не принуждайте съесть кашу и бутерброд, спросите: «Ты будешь кашу или бутерброд?» Если вы идете по делам, оставьте ребенку возможность поучаствовать в определении маршрута: «Мы сначала зайдем в магазин или в аптеку?»

Иногда можно сыграть и на противоречии: если вам срочно нужно собрать ребенка в детский сад, а он отказывается одеваться, скажите, что в сад вы сегодня не пойдете. Ребенок из упрямства начнет кричать: «Нет, пойдем!» Воспользуйтесь этим, но подчеркните, что сегодня вы выполняете его просьбу, а завтра он будет выполнять вашу.

Помогите ребенку принять себя

Ребенок должен поверить, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Хвалите ребенка, если он выполнил ваши поручения, подчеркивайте, что он послушный и у него все отлично получается.

Обратитесь к специалистам

Если вы не справляетесь с ситуацией, становитесь раздражительным, агрессивным или, наоборот, у вас опускаются руки, вам поможет наука психология. Кризис 3 лет — тема, на которой специализируются многие детские психологи, которые подскажут, как правильно себя вести, откуда черпать спокойствие и силы, а также поработают с самим ребенком.

Как наладить жизнь с ребенком, который проходит через кризис

Итак, мы обнаружили, что то, что сейчас происходит с нашим ребенком, — это кризис 3 лет. Как мы помним, кнопки у ребенка нет, и прекратить нежелательное поведение прямо сейчас раз и навсегда не получится. Для того чтобы не сходить каждый день с ума от строптивости и несогласия, нужно принять как данность, что некоторое время ребенок будет таким: сложным, громким, плохо управляемым, иногда агрессивным.

То, что нельзя изменить, нужно узаконить. Узаконить — не значит выполнять все желания ребенка, или идти у него на поводу, или отменять все собственные требования. Узаконить — значит признать, что в ближайшие несколько недель или месяцев ваш ребенок периодически будет вести себя просто ужасно: кричать, плакать, топать ногами, вредничать, употреблять бранные слова. Вы можете стараться реагировать на такое поведение правильно, но вы не можете сделать так, чтобы оно не повторялось больше никогда.

Поэтому имеет смысл настроиться на то, что раз в день (5, 10 раз в день) такие эпизоды будут случаться, и готовиться к ним заранее.

Чего нельзя ожидать от малыша в кризисе:

  • того, что он будет покладистым большое количество времени;
  • что ребенок будет правильно реагировать на запреты или просьбы;
  • что ребенок не будет бурно выражать протест, несогласие. И что вообще не будет выражать отрицательные эмоции;
  • нельзя ожидать, что выражение этих самых отрицательных эмоций будет оставаться в приемлемых «парламентских» рамках.

О предкризисной симптоматике

Ряд первых «звоночков» в поведении вашего ребенка подскажут вам о скором наступлении кризиса. Эти проявления связаны с познавательными функциями.

К ним относится:

— Интерес к своему отражению в зеркале

— Девочки активно интересуются своим внешним видом, тем, как они выглядят в глазах окружающих

— Мальчики проявляют озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании, и остро реагируют на неудачу.

Почему же проявляется такая разница между поведением мальчиков и девочек? Дело в том, что сложившимися традициями  воспитания в социуме девочки ориентированы на привлекательность в общении, а мальчики — на эффективность в деятельности. Симптомы с этим и связаны. Девочки наряжаются, красуются перед зеркалом, кривляются, изучают свою мимику. Мальчики усердно строят башни из кубиков, замки и дома из конструктора, но если башня случайно рушится, или ломается домик, они бурно реагируют: визжат, орут, плачут.

Через два – три месяца после появления такого поведения наступает собственно кризис.

Как реагировать на кризис?

Первое, что нужно сделать, — осознать, что кризис 3 лет неизбежен, через него проходят все. Это биологическая программа человека. Вы не можете заставить малыша обойтись без этой сложной перестройки. Но отстраняться от ребенка в этот непростой период тоже не стоит — любящие родители должны установить для него новые границы и помочь обрести самостоятельность

Важно, чтобы родственники не противоречили друг другу и выступали «единым фронтом», вместе искали оптимальный подход к маленькому бунтарю

Часто родители начинают кидаться в крайности: все разрешать, лишь бы избежать детских истерик, или, наоборот, держать малыша в ежовых рукавицах, чтобы не избаловать. Попробуйте найти золотую середину и показать сыну или дочери, что из каждой ситуации есть несколько выходов. Пусть узнает, что можно попросить, настоять, поискать компромисс, а порой — принять категорический отказ. Все эти инструменты пригодятся вашему чаду для разрешения конфликтов во взрослой жизни.

Позвольте ребенку принимать многие решения самостоятельно — конечно, если они не связаны с его здоровьем или безопасностью. Трехлетний малыш вполне может выбрать кашу на завтрак или наряд для похода на утренник. Старайтесь находить компромиссы: например, если ребенок настаивает на мороженом вместо супа, пообещайте ему желанный десерт после еды — и сдержите слово!

Вот отличные способы помочь малышу легче пережить кризис:

  • Избегайте приказного тона, который сам по себе вызывает противодействие. Так, вместо «Сейчас мы будем рисовать!» стоит спросить: «Какой карандаш ты выберешь?»;
  • Старайтесь не делать замечаний ребенку напрямую, а обозначать общие правила. Например, говорите: «Малышей бить нельзя», «Кошек не обижают», «Люди не кусаются»;
  • Давайте ребенку больше свободы — пусть он сам решает, когда пора уходить с детской площадки, куда пойти гулять и какую шапку надеть на улицу. Будет замечательно, если у малыша появится собственное пространство, будь то отдельная комната или секретный уголок на кухне;
  • Доводите негативизм ребенка до абсурда — умоляйте его не надевать пижаму, не есть кашу и поскорее сломать все игрушки. Осознав комичность ситуации, малыш перестанет настаивать на своем;
  • Не пытайтесь «переупрямить» трехлетку, устраивая соревнования в духе «Нет, будет так, как я сказала!». Они лишь портят настроение и отнимают душевные силы;
  • Как можно чаще показывайте ребенку свою любовь. Поощряйте и хвалите его, когда он того заслуживает;
  • Не стоит капризничать, обижаться или пытаться переложить ответственность на малыша («Ну что мне с тобой делать, скажи?»). Это выбивает у ребенка почву из-под ног, мешает ему нащупать границы;
  • Поговорите с родителями, чьи дети недавно прошли через кризис. Их опыт может оказаться очень полезным;
  • Будьте внимательнее к потребностям ребенка. Очень часто истерики и скандалы имеют под собой банальные причины — малыш перевозбудился, устал, голоден или замерз;
  • Помогайте сыну или дочке снять напряжение. Для этого отлично подойдут активные игры, шуточная борьба, массаж, совместные танцы.

Кризис 1 года

Ребенок начинает ходить, у него меняется видение окружающего мира, появляется большая свобода, возрастет самостоятельность. Для родителей заканчивается относительно спокойное время. Ребенок нуждается в создании безопасной среды, для свободного исследования мира. Он уже не так управляем взрослыми

Родителям важно менять свои взаимоотношения с ребенком, поддерживать его любознательность и самостоятельность. Если в семье есть старший ребенок, и разница в возрасте детей небольшая, до 3х-4х лет, то в этот период могут возникать осложнения во взаимоотношениях детей

Важна позиция взрослых, их стремление помочь детям в формировании партнерских отношений с учетом возраста и характера каждого ребенка, с соблюдением их интересов и не в ущерб друг другу. В возрасте 1года -1,5 лет взрослым необходимо начинать учить ребенка «границам»

Это тонкий психологический момент воспитания для одних родителей естественен, другие не обращают на это внимание, а некоторые очень жестко начинают ограничивать ребенка ради его безопасности.

Случай из практики.

Семья с двумя детьми, сын 5 лет и дочь 1.5 года, обратилась за консультацией к психологу, в связи с жалобами воспитателей детского сада на агрессивное поведение мальчика по отношению к другим детям группы

Родители не сразу обратили внимание на замечания педагогов, т.к. дома ребенок вел себя хорошо

Со временем агрессия стала возникать и дома. Негативные реакции ребенка проявлялись во время занятий с мамой, игр с сестрой, по вечерам в отношениях с отцом. Психологу понадобилась не одна встреча, чтобы разобраться в тонкостях взаимоотношений в семье, чтобы построить доверительные отношения с мальчиком и помочь родителям увидеть семейную ситуацию глазами сына. Родительская требовательная позиция по отношению к сыну, на фоне конкуренции за родительское внимание с сестрой, разрушила теплоту детско-родительских отношений и сформировала негативные формы поведения у мальчика. Потребовалась длительная работа специалиста со всеми членами семьи для коррекции поведения ребенка дома, в детском саду и закрепления положительных форм взаимодействия между членами семьи.

Плачущий ребенок не слышит доводы

После того, как вопрос с собственными чувствами и накрывающими эмоциями был проработан, более понятны и доступны стали и другие способы совместного проживания кризиса.

Когда Кира начинала отвечать отказом на все просьбы и предложения, я не ставила ей ультиматумы, а пыталась договариваться (чаще это удавалось, чем не удавалось). Да и вопросы со временем стала задавать такие, чтобы дочь не могла ответить «нет». Например, вместо слов «Ты будешь суп?» я говорила: «Какой суп ты хочешь на обед: с макарошками или рисом?». Тогда Кира задумывалась, чего же ей хочется больше, и выбирала из двух вариантов. Ответа вроде «никакой» на подобные вопросы я практически не слышала.

Кроме того, на каждый отказ или упрямство я подробно объясняла, почему сейчас нужно так или иначе

К примеру, вместо «Я сказала, что на прогулку ты надеваешь эти джинсы» я стала говорить: «Доченька, на прогулку важно надеть именно эти теплые джинсы, потому что еще холодно на улице. Надев лосины, которые ты сейчас хочешь, ты быстро замерзнешь, и нам не удастся погулять»

Как правило, такой метод работал.

А главный и всегда действенный способ справиться с детской истерикой (даже самой сильной) и успокоить Киру оказался очень простой. Ее всего лишь нужно было взять на ручки, обнять, поцеловать и сказать, что я ее очень сильно люблю. В теплых маминых (и, конечно, папиных) объятиях и в спокойной обстановке со стороны взрослых дочка быстро успокаивалась и шла на контакт.

Еще один секрет сохранения нервов и ребенка, и родителей заключался в том, что все разговоры о поведении, желаниях и их неудовлетворении здесь и сейчас мы вели (и ведем до сих пор) тогда, когда Кира успокаивалась и могла воспринимать наши слова. Ведь не секрет, что плачущий ребенок не слышит доводы родителей. Во время истерики у детей работают только эмоции.

Стоило мне это все понять и принять, как этот ужасный кризис трех лет превратился в нормальный этап развития и становления личности ребенка.

Личностные новообразования в период кризиса трех лет

Главное содержание каждого возрастного кризиса — это формирование новообразований, т.е. возникновение нового типа отношений ребенка со взрослыми, смена одного вида деятельности другим. Например, при рождении малыша происходит приспособление к новой для него среде, формирование ответных реакций. Новообразования кризиса одного года — становление ходьбы и речи, возникновение первых актов протеста на «неугодные» действия взрослых.

Для кризиса трех лет, согласно исследованиям ученых и психологов, важнейшим новообразованием является возникновение нового чувства «Я». «Я сам». За первые три года своей жизни маленький человек осваивается с окружающим миром, привыкает к нему и обнаруживает себя как самостоятельное психическое существо. В этом возрасте наступает момент, когда ребенок как бы обобщает весь опыт своего раннего детства, и на основе его реальных достижений у него складывается отношение к себе, появляются новые характерные черты личности.

К этому возрасту все чаще мы можем слышать от ребенка местоимение «я» вместо его собственного имени, когда он говорит о себе. Казалось, еще недавно ваш малыш, смотрящий в зеркало, на вопрос «Кто это?» гордо отвечал: «Это Рома». Сейчас он говорит: «Это я», понимает, что это он изображен на собственных фотографиях, что это его, а не какого-то другого малыша, чумазая рожица улыбается из зеркала. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями, появляется новая форма самосознания. И в тоже время, осознание «Я» трехлетнего карапуза еще отличается от нашего. Оно совершается пока не во внутреннем, идеальном плане, а имеет характер, развернутый вовне: оценка своего достижения и сопоставление ее с оценкой окружающих. Осознавать свое «Я» малыш начинает под влиянием возрастающей практической самостоятельности. Именно поэтому «Я» ребенка так тесно связано с понятием «Я сам».

Меняется отношение ребенка к окружающему миру: теперь малышом движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Окружающая действительность становится сферой самореализации маленького исследователя. Ребенок уже пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию. Каждый родитель наверняка не раз сталкивался с ситуацией, когда быстрее и удобнее было сделать что-то за ребенка: одеть его, накормить, отвести в нужное место.

До какого-то возраста это проходило «безнаказанно», но к трем годам возросшая самостоятельность может достигнуть того предела, когда малышу уже жизненно важно будет пробовать делать все это самому. При этом ребенку важно, чтобы окружающие люди всерьез относились к его самостоятельности

И если ребенок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Это именно тот возраст, когда, по мнению известного американского психолога Э. Эриксона, начинает формироваться воля, и связанные с ней качества — независимость, самостоятельность.

Есть несколько препаратов, которые уменьшают частоту спонтанных (без повода) открытий клапана.

Самый известный из них — баклофен.

Этот препарат популярен у неврологов, они его используют для уменьшения спастичности мышц. 

В инструкции официально применение при ГЭРБ не прописано!

Есть очень малое количество научных работ по его применению у детей, но имеющиеся данные говорят: препарат неплохо помогает при ГЭРБ, но частота побочных эффектов со стороны центральной нервной системы довольна велика.

Этот препарат оставлен для крайних  ситуаций.

В следующей статье я расскажу, когда врачи предлагают для лечения ГЭРБ у ребенка операцию.

Фото в начале статьи от Tanaphong Toochinda@daen_2chinda

 295 просмотров всего,  9 просмотров сегодня

Заключение

У детей не обязательно будут проявлять все черты кризиса. Кризис трех лет — это бунт против родителей, которые ведут себя авторитарно, сопротивление нормам и опеке, которые устарели, — ведь ребенок вырос. Это протест ребенка, который хочет самостоятельности и требует возможностей для проявления своего «Я». Первый признак — появление в словарном запасе малыша этого слова. Дети начинают себя так называть после двух лет, поэтому особенности возрастного кризиса могут проявляться и раньше.

Период 3-х лет также знаменателен тем, что на арену развития ребенка «выходят» сверстники. Конечно же, они были и раньше: в песочнице, на площадке, но что интересно, только теперь возможны совместные игры, ведь раньше они были только рядом, а теперь вместе. И это огромный скачок в развитии. Зародившаяся игра — залог гармоничного развития человека в дальнейшем. Ребенок обязательно должен учиться взаимодействовать со сверстниками.

Подводя итоги исследования, отметим, что к особенностям развития ребенка в возрасте 3-х лет мы может отнести следующее:

· этот возраст является переходной стадией развития: ребенок переходит из преддошкольного возраста к дошкольному;

· к трем года происходит переход от естественного к социальному типу развития, на основе развития речи;

· особенностями развития речи трехлетнего ребенка является начало интенсивного формирования грамматической структуры предложений;

· ребенок от 2,5 до 3-х лет еще не может следовать сложной инструкции взрослого, требующей реакции выбора;

· складываются разнообразные характеристики мыслительной деятельности.

Кризис трех лет — один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка. Для кризиса 3-х лет характерны как общие признаки всех кризисов, так и частные: упрямство, строптивость, деспотизм, симптом обесценивая взрослых, своеволие, негативизм. Сущность кризиса 3х лет заключается в том, что ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими; это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я».

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Анализ научных публикаций по проблеме индивидуализации образовательного процесса
  2. Воспитательный процесс
  3. Литература во второй младшей группе, картотека
  4. Вклад е. И. Тихеевой в создание отечественной методики развития речи дошкольников
  5. Основные проблемы обучения англоязычному произношению в средних классах общеобразовательной школы
  6. Методы, формы и средства обучения
  7. Виды рассказов из опыта
  8. Приобщение детей дошкольного возраста к искусству дизайна
  9. Воспитание: сущность, назначение, особенности
  10. Технологии интеграции в образовании
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector