Синдром ретта

Как обнаружить и подтвердить диагноз?

При подозрении на болезнь Ретта следует обратиться к психотерапевту. Он на основе опроса о наблюдениях родителей, течения беременности и жалоб, а также проведя осмотр ребенка, может подтвердить или опровергнуть подобные догадки. В любом случае диагноз требует дополнительного подтверждения. С этой целью пациента направляют на обследование по таким направлениям:

  • Компьютерная томография мозга. Показывает затухание активности ЦНС путем оценки изменений.
  • Электроэнцефалограмма. Отмечает биоэлектрическую активность мозга. Характер показаний может напрямую свидетельствовать о наличии генной патологии Ретта.
  • Генетический анализ крови на подтверждение поломки X-хромосомы.
  • Ультразвук всех внутренних органов. Для выявления осложнений синдрома.

Ребенку проводят комплексную диагностику состояния с привлечением большинства профильных специалистов, чтобы понять, какие патологии развились в результате синдрома.

В период планирования зачатия мать может сделать генетический анализ на кариотип, чтобы исключить носительство данной мутации. Однако последующую поломку хромосомы трудно предугадать. Анализ околоплодных вод, крови из пуповины или кусочка плаценты не делают, так как данная патология не диагностируется во время беременности, плод развивается нормально. Кроме случаев с мальчиками, тогда аномалии проявляются уже при внутриутробном периоде.

В чем отличие от аутизма?

Порой болезнь Ретта путают с аутизмом. Разграничить эти состояния может только специалист. В 1988 году был разработан метод дифференциальной диагностики для постановки точного диагноза.

Можно отметить ряд внешних и поведенческих отличий:

  • Особые движения рук при синдроме ограничиваются их положением. Как правило, они согнуты в локтях, кисти чуть приподняты, находятся у груди. При аутизме движения более разнообразны и не сосредоточены в одном месте.
  • Дети с болезнью Ретта до 1,5–2 лет способны к общению, реагируют на внешний мир, тогда как малыши-аутисты уже в этом возрасте испытывают проблемы.
  • При синдроме серьезно страдает возможность ходить, тогда как при аутизме это лишь некоторая характерность походки.
  • Сила и частота судорожных приступов выше при патологии Ретта.
  • При аутизме отсутствует бруксизм, угнетение роста, нарушения дыхательной системы.

Основные симптомы и стадии синдрома Ретта

  1. Задержка психического развития. ЗПР является главной визитной карточкой Х-сцепленного заболевания. При этом ментальное развитие выражается в отсутствии познавательной деятельности у ребенка и его умственной отсталости.
  2. Неадекватные движения. Имеют они повторяющийся и многократный характер, что не может быть незамеченным для окружающих. Руки ребенка (а затем взрослого человека) с синдромом Ретта находятся в постоянном беспокойном состоянии. Он без устали перебирает пальцы, хлопает в ладони и совершает движения, которые напоминают мытье рук.
  3. Проблема с пропорциями фигуры. Во-первых, у таких больных рост не соответствует общепринятым стандартам, потому что наблюдается значительное его замедление. Во-вторых, у них голова гораздо меньше, чем у пропорционально сложенного человека (микроцефалия). Конечности больных синдромом Ретта также короче положенной нормы.
  4. Проблемы с дыханием. Выражаются они в аэрофагии (заглатывании и срыгивании воздуха), апноэ (резкой остановке дыхания) и гипервентиляции (лихорадочном поверхностном дыхании).
  5. Затруднения с речью. Некоторые малыши, которые больны синдромом Ретта, поначалу овладевают азами говорения, что вселяет в их родителей надежду. Однако в скором времени даже эти скромные успехи сводятся в итоге на «нет».
  6. Странная ходьба. Дети с подобным диагнозом передвигаются как на ходулях, потому что колени они не сгибают. По мере взросления часть из них оказывается прикованной к инвалидным коляскам.
  7. Сколиоз. Его прогрессирование неизбежно для всех, кто страдает синдромом Ретта. Возникает он по причине дистонии мышц больного страшным недугом.
  8. Эпилептические припадки. Повторяются они довольно часто и начинают прогрессировать после того, как ребенку исполнилось три года.
  • 4 месяца — 2 года. В этом возрасте наблюдается задержка роста головы, мышцы начинают слабеть, а интерес ко всему окружающему миру полностью пропадает.
  • 2-3 года. В большинстве случаев дети, которые до 12 месяцев что-то лопотали и пытались ходить, теряют приобретенные навыки. Именно в озвученный период ребенок начинает совершать неконтролируемые движения руками.
  • 3-9 лет. Этот отрезок времени можно назвать достаточно стабильным этапом протекания заболевания. Экстрапирамидные расстройства (нарушение движений, тонуса мышц) и ментальная отсталость являются главными показателями данного периода.
  • 9 лет и далее. После окончания стабильного этапа начинают прогрессировать нарушения в функционировании позвоночника и вегетативной системы, и подобные изменения являются необратимым процессом. Припадки могут прекратиться, но возникает невозможность передвигаться самостоятельно.

Основные признаки

После 4–5 лет наблюдаются следующие проявления патологии:

  1. Постепенное замедление роста вплоть до полной остановки.
  2. Начавшаяся речевая активность затухает, способность общаться пропадает.
  3. Отставание в психическом развитии.
  4. Аномалия мышц ступней и ладоней.
  5. Возможно поредение волос.
  6. Уменьшение головы и мозга характерны для синдрома, это называется микроцефалией. При этом пропорции остального тела сохраняются.
  7. Не всегда ребенок может ходить, и даже если такая функция доступна, то только с помощью других людей.
  8. Тело скованно (гипертонус), расслабленность движения отсутствует при патологии Ретта. Либо, наоборот, мышцы вялые (гипотонус).
  9. Ребенок не может координироваться в пространстве.
  10. Непредсказуемые спазмы мышц – дистония. Они заставляют тело резко изменять свою позу.
  11. Приступы судорог. Эпилептические припадки.
  12. Патологии позвоночника в виде сколиоза и других нарушений.
  13. Болезни сердца, сбой ритма.
  14. Проблемы с органами ЖКТ.
  15. Лицо, мимика может искажаться от спазма мышц.
  16. Патологии дыхательной системы. Временная остановка, гипервентиляция легких.
  17. Бруксизм. Или по-другому ночной скрежет зубов.
  18. Глаза смотрят в одну точку или блуждают, взгляд расфокусированный.

Сочетание симптомов патологии Ретта различаются в зависимости от конкретного случая, зависят не только от степени поражения мозга, но и сколько предпринято мер по лечению и реабилитации.

Симптомы синдрома Ретта

Поначалу у новорождённых девочек синдром никак не проявляется, развитие ребёнка первые 3 – 6 месяцев жизни происходит без каких-либо отклонений обычными темпами. На этом этапе может наблюдаться лишь мышечная слабость, также отмечаются следующие признаки:

  • бледность кожи;
  • выраженное потоотделение в зоне ладоней и стоп;
  • пониженная температура тела.

Когда малыш достигает полугода, у него начинают отмечаться признаки отставания в развитии двигательных навыков (ползанье, переворачивание). Такой ребёнок поздно начинает сидеть, ходить, апатичен и не проявляет особого интереса к игрушкам. На этапе младенчества симптомы патологии могут отсутствовать и проявиться позднее.

Прогрессирование заболевания в дальнейшем характеризуется определённой стадийностью.

I стадия

Малыш в самом начале жизни развивается обычными темпами, в его развитии не отмечается никаких серьёзных нарушений. Начальная стадия может наступить даже спустя год-два после рождения: первые проявления синдрома Ретта возникают приблизительно в период между шестью месяцами и двумя годами жизни. Двигательное развитие замедляется, ребёнку становится неинтересно играть, он относится безразлично к занятиям и игрушкам, которые были интересны ранее. Мышечный тонус ослабевает, отмечаются отклонения в физическом развитии: медленнее увеличивается голова, замедляется процесс удлинения трубчатых костей, ребёнок выглядит слабее и ниже своих сверстников. Могут также возникать заболевания сердечно-сосудистой и пищеварительной системы.

II стадия

Данный этап проявляется спустя 1 – 2 года после возникновения первых признаков заболевания. Симптомами перехода во вторую стадию синдрома являются нарушения сна (бессонница, некрепкий сон, частые пробуждения), ребёнок выглядит тревожным. Далее дети в течение нескольких недель начинают терять почти все ранее полученные навыки, перестают разговаривать, ходить, не могут держать в руках предметы. Возникают дыхательные нарушения: остановки дыхания (апноэ), длящиеся до 1 – 2 минут, которые сменяются глубокими и частыми дыхательными движениями. Эти отклонения наблюдаются, когда малыш бодрствует, и в период сна исчезают. Также отмечаются и другие проявления патологии: нарушения координации, повторяющиеся движения, характерные для этого заболевания и напоминающие процесс мытья рук, эпилептические приступы.

III стадия

На этом этапе замедляется процесс прогрессирования симптомов. Однако, у детей отмечается умственная отсталость, крайне затруднено овладевание новыми навыками, часто возникают эпилептические приступы. Наблюдаются также мышечные спазмы и гиперкинезы (непроизвольная двигательная активность). Некоторые симптомы могут исчезнуть: снижается уровень тревожности, улучшается сон, ребёнок выглядит более спокойным, облегчается взаимодействие его с родителями и врачами. В среднем этот период начинается в 2 – 4 года и заканчивается в 10 – 15 лет.

IV стадия

Количество эпилептических приступов уменьшается, они могут даже полностью исчезнуть, но имеет место стремительное прогрессирование двигательных нарушений. Большая часть детей почти полностью теряет двигательную способность, мышечная система у них атрофируется, возникают поражения кровеносных сосудов ног, из-за чего увеличивается риск возникновения язв на фоне нарушений кровоснабжения. Вследствие мышечной атрофии сильно искривляется позвоночник. Данная стадия длится всю оставшуюся жизнь.

Кроме того, известны атипичные формы заболевания, отличающиеся симптомами и их выраженностью, а также течением заболевания.

Мозаичная форма

Дети хорошо сохраняют общую моторику, нарушение координации движений у них незначительно.

Синдром с частично сохранной речью – у таких детей отмечается лишь лёгкая задержка развития речи при типичных двигательных расстройствах. При этом у них выражены так называемые эхолалии (автоматическое повторение чужих фраз и слов).

Врождённый синдром Ретта – крайне редкая форма болезни, при которой период относительно нормального развития отсутствует. Многие специалисты полагают, что такая форма обусловлена сопутствующими неврологическими нарушениями.

Стоит помнить о том, что клинические признаки, характерные для каждой стадии, могут меняться и связаны с индивидуальными особенностями детей, а также скоростью прогрессирования заболевания.

Как развивается заболевание

Синдром Ретта у детей – довольно коварное заболевание. При рождении оно практически не проявляет себя. Первые его симптомы появляются в период от 6 мес. до полутора лет. Однако некоторые, еле заметные признаки, в первом полугодии все-таки имеются. Но они настолько ничтожны, что не привлекают внимания.

Вот что говорит мама одной из девочек с синдромом по поводу первого полугодия ее жизни. Она придала значение этим мелочам только по прошествии 1 года и 7 месяцев с рождения ее дочери, когда проявления стали уже явными. Из предвестников болезни она отметила, что ее малышка начала держать голову в 3 месяца, а не в 2, как это положено. В 6 месяцев она еще не могла сидеть, а ходить начала только в 1 год и 4 месяца. Психологически развивалась нормально, и говорить начала рано, но это были не стандартные слова «мама», «папа», а «зайчик», «мишка» и др.

В 1 год и 7 мес. она перестала узнавать родителей и, казалось, не нуждалась в них. Весь день проводила за одним однообразным занятием: кидала мяч или катала коляску. Часами ходила по кругу, пока ее не останавливали или она запиналась. Такое стереотипное поведение носит название полевого, когда действие затягивает больного, и он не может ничего сделать.

В четыре года к симптомам присоединились эпилептоидные припадки. Однако по достижении школьного возраста девочка находилась на домашнем обучении, и делала некоторые успехи.

12–6 лет – это был период ремиссии, когда болезнь практически не беспокоила. Но с 16 лет появились новые, более глубокие проблемы, связанные с костными деформациями и болезнями внутренних органов. Одна нога девочки была короче другой почти на 10 см, что не могло не препятствовать ходьбе. В 20 лет она весила всего 24 кг с ростом 158 см.

Обычно СР протекает в 4 стадии.

Первая стадия, которая, как правило, стартует с 6 месяцев до полутора лет, проявляется нарастанием раздражительности и лабильностью настроения у ребенка. Эпизоды плача и психомоторного возбуждения сменяются все большей пассивностью. Малыш бесцельно передвигается по комнате, пропадает интерес к игрушкам. Но контакт с матерью сохраняется.

Вот как описывает женщина поведение своей дочери на заре заболевания: она кричала целый день без остановки, билась головой о стены, не могла уснуть. Что бы мы ни делали, она не успокаивалась. Это был настоящий ад. Но больше угнетало то, что ни один врач не мог поставить вразумительный диагноз.

Развивается диспропорция головы и конечностей по отношению к телу. Они становятся несоизмеримо маленькими. Замедляется рост, и снижается тонус мышц.

Вторая стадия, длящаяся несколько лет, отличается пестротой симптомов

Сразу обращает на себя внимание снижение интеллектуальных способностей, развивается умственное слабоумие. Происходит регресс практически всех полученных навыков

Речь полностью исчезает или переходит в степень эхолалии – механического повторения услышанного.

Приобретенные двигательные навыки, предметно-ролевое поведение теряются и замещаются двигательными стереотипами. Характерный симптом: многочисленно повторяющиеся движения, напоминающие мытье рук. Кроме этого, ребенок постоянно заламывает или потирает их, размахивает ими, хлопает в ладоши. Сжатие пальцев рук вполне нормально в 4 месяца, но в более позднем возрасте говорит об остановке развития. Малыш утрачивает хватательный рефлекс, не способен производить вращательные движения руками.

Постепенно двигательная активность сходит на нет. Нарушается походка, ребенок ходит, не сгибая коленей.

Третья стадия длится 10 лет и более, характеризуется она развитием стойкого, глубокого слабоумия, вплоть до идиотии. Наблюдается полная потеря способности говорить и понимать обращенную к ребенку речь. Появляется тремор всего тела, отягчающий движения. Усиливаются судорожные припадки.

Четвертая, конечная стадия – это период усугубления ранее проявляемых симптомов. Стойкая утрата умственных способностей, двигательных навыков, развитие мышечных дистрофий, приводящих к полному обездвиживанию.

Продолжительность жизни таких больных в среднем колеблется до 30 лет, хотя известны случаи, когда они доживали и до 50-летнего возраста.

Симптомы Синдрома Ретта:

В анте- и перинатальном периодах, в первом полугодии жизни развитие оценивается как нормальное. Однако во многих случаях наблюдаются врожденная гипотония, незначительное отставание в становлении основных двигательных навыков. Начало заболевания от 4 мес. до 2,5 лет, но наиболее часто оно проявляется в возрасте от 6 мес. до 1,5 года. Описывая психопатологический процесс при синдроме Ретта, одни авторы говорят о «дементировании», другие — о неравномерности психических нарушений.

В течении заболевания выделяют 4 стадии:

I стадия (возраст ребенка 6-12 мес.): слабость мышечного тонуса, замедление роста в длину кистей, стоп, окружности головы.

II стадия (возраст 12-24 мес.): атаксия туловища и походки, машущие и подергивающие движения рук, необычные перебирания пальцами.

III стадия: утрата ранее приобретенных навыков, способности к игре, коммуникациям (в том числе визуальным).

IV стадия: распад речи, возникновение эхолалий (в том числе ретардированных), неправильное употребление местоимений.

Первая стадия — стагнация. Включает замедление психомоторного развития ребенка, замедление роста головы, потерю интереса к играм, диффузную мышечную гипотонию.

Вторая стадия — регресса нервно-психического развития — сопровождается приступами беспокойства, «безутешного крика», нарушениями сна. В течение нескольких недель ребенок утрачивает ранее приобретенные навыки, перестает говорить. Что часто ошибочно интерпретируется как аутизм. Появляются стереотипные движения — «мытье рук», их сжимание, стискивание, сосание и кусание рук, постукивание ими по груди и лицу, атаксия и апраксия. Нарушается равновесие при ходьбе, теряется способность ходить. Больше чем у половины детей отмечается аномальное дыхание в виде апноэ до 1-2 мин, чередующееся с периодами гипервентиляции. Дыхательные нарушения отмечаются в период бодрствования и отсутствуют во время сна. У 50-80% девочек с синдромом Ретта возникают эпилептические припадки различных типов, плохо поддающиеся терапии антиконвульсантами. Чаще всего это генерализованные тонико-клонические припадки, комплексные и простые парциальные судороги, дроп-атаки.

После фазы регресса наступает третья стадия — псевдостационарная, охватывающая длительный период дошкольного и раннего школьного возраста. Состояние детей относительно стабильно. На первый план выступают глубокая умственная отсталость, судорожные припадки, экстрапирамидные расстройства по типу мышечной дистонии, атаксии, гиперкинезов. Приступов беспокойства не отмечается.

В конце первого десятилетия жизни начинается четвертая стадия — прогрессирования двигательных нарушений. Больные становятся обездвиженными, нарастают спастичность, мышечные атрофии, вторичные деформации — сколиоз, появляются вазомоторные расстройства преимущественно в нижних конечностях. Характерно отставание в росте без задержки полового созревания. Имеется тенденция к развитию кахексии. Судорожные приступы редкие. У больных с синдромом Ретта на фоне тотального распада всех сфер деятельности наиболее длительно сохраняются эмоциональное общение и привязанности, соответствующие уровню их психического развития.

Причины возникновения

Точные причины возникновения синдрома Ретта до сих пор остаются предметом дискуссий, поэтому можно привести в пример несколько наиболее распространенных теорий. Все они сейчас проверяются путем проведения различных исследований, и хорошо еще, что медики хотя бы установили отличие от слабоумия и теперь движутся в правильном направлении.

Чаще всего специалисты указывают на генное происхождение болезни: они говорят, что недуг вызван мутацией генов. Данное отклонение развивается до масштабов патологии еще на этапе вынашивания плода, поэтому последствия видны уже на ранних этапах жизни.

Указывается, что повышенное количество кровных связей в родословной наверняка влияет на вероятность развития синдрома Ретта, причем процент таких связей высок лишь по сравнению с нормой – 2,5% вместо 0,5%. В пользу такого фактора, как причины возникновения патологии, говорят и ярко выраженные очаги заболеваемости – обычно это небольшие, достаточно изолированные от мира деревушки, где половые связи между членами одной семьи в прошлом вполне вероятны.

Другая группа исследователей указывает на нарушения в Х-хромосоме – ломкость одного из участков ее короткого плеча.

Доказано, что иногда такая аномалия действительно наблюдается, но ученые пока не смогли обнаружить точный участок, отвечающий за развитие патологии, равно как и установить определенную закономерность, позволяющую утверждать стопроцентную взаимосвязь причины и следствия.

Существует и третья (менее известная) теория, согласно которой синдром Ретта может быть следствием метаболических аномалий – нарушенного обмена веществ, вызванного митохондриальной дисфункцией.

Отмечается, что у всех больных данным заболеванием отмечено повышенное содержание в крови двух кислот – пировиноградной и молочной, очевидны также патологии лимфоцитов и миоцитов. Впрочем, это пока только наблюдение, и специалисты сейчас не могут сказать, является ли это причиной возникновения синдрома Ретта или его следствием.

Диагностика

До открытия генетической причины синдром Ретта был обозначен в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM) как распространенное расстройство развития вместе с расстройствами аутистического спектра . Некоторые возражали против этого убедительного определения, потому что RTT напоминает неаутические расстройства, такие как синдром ломкой Х-хромосомы , туберозный склероз или синдром Дауна, которые также проявляют аутистические черты. После того, как исследования подтвердили молекулярный механизм, в 2013 году DSM-5 полностью исключил синдром из классификации как психическое расстройство.

Диагностика синдрома Ретта включает пристальное наблюдение за ростом и развитием ребенка, чтобы выявить любые отклонения в отношении основных этапов развития. Диагноз считается, когда наблюдается снижение роста головы. Сначала необходимо исключить состояния с подобными симптомами.

Есть определенные критерии, которым должен соответствовать диагноз. Анализ крови может выявить или исключить наличие мутации MECP2, однако эта мутация присутствует и в других условиях.

Для классического диагноза должны быть соблюдены все четыре критерия постановки диагноза, а также два критерия для исключения диагноза. Также могут присутствовать поддерживающие критерии, но они не требуются для постановки диагноза. Для атипичного или вариантного диагноза должны быть соблюдены по крайней мере два из четырех критериев определения диагноза, а также пять из одиннадцати поддерживающих критериев. Также должен наступить период регресса симптомов с последующим выздоровлением или стабилизацией симптомов. У детей часто ошибочно диагностируют аутизм, церебральный паралич или другую форму задержки развития. Положительного теста на мутацию MECP2 недостаточно для постановки диагноза.

Правящий в

  • Снижение или потеря способности использовать мелкую моторику
  • Снижение или потеря вербальной речи
  • Аномалии походки
  • Повторяющиеся движения рук, такие как выкручивание / сжатие или хлопанье / постукивание

Исключая

  • Черепно-мозговая травма, нейрометаболическое заболевание или тяжелая инфекция, которые могут лучше объяснить симптомы
  • Аномальное психомоторное развитие в течение первых шести месяцев жизни

Поддерживающие критерии

  • Нарушения дыхания в бодрствующем состоянии
  • Бруксизм наяву
  • Нарушение режима сна
  • Ненормальный мышечный тонус
  • Периферические вазомоторные нарушения
  • Сколиоз / кифоз
  • Задержка роста
  • Маленькие холодные руки и ноги
  • Неприемлемые заклинания смеха / крика
  • Снижение реакции на боль
  • Интенсивное зрительное общение (наведение глаз)

Дифференциальная диагностика

Признаки синдрома Ретта, похожие на аутизм :

  • кричащие припадки
  • безутешный плач
  • избегание зрительного контакта
  • отсутствие социальной / эмоциональной взаимности
  • заметно нарушенное использование невербального поведения для регулирования социального взаимодействия
  • потеря речи
  • сенсорные проблемы
  • регресс сна

Признаки синдрома Ретта, которые также присутствуют при церебральном параличе (регресс типа, наблюдаемого при синдроме Ретта, был бы необычным при церебральном параличе; такую ​​путаницу можно было редко допустить):

  • возможен низкий рост, иногда с необычными пропорциями тела из-за трудностей при ходьбе или недоедания, вызванного затрудненным глотанием
  • гипотония
  • задержка или отсутствие возможности ходить
  • затруднения походки / движения
  • атаксия
  • микроцефалия у некоторых — аномально маленькая голова, плохой рост головы
  • желудочно-кишечные проблемы
  • некоторые формы спастичности
  • хорея — спазматические движения мышц рук или лица
  • дистония
  • бруксизм — скрежетание зубами

Методы диагностики

Основным критерием диагностики является сбор анамнеза и выяснение всей клинической картины. Но также выделяют отдельную группу необходимых диагностических критериев:

  • адекватно протекающая беременность;
  • окружность головы при рождении в пределах нормы, и затем отставание в росте в период с пяти месяцев и до четырех лет;
  • ухудшение движений и потеря навыков с полугода;
  • малая разговорчивость;
  • нецеленаправленные движения рук и кистей, хлопки, подергивания, «мытье рук»;
  • апраксия и атаксия.

Выделяют дополнительную группу:

  • апноэ с последующей гипервентиляцией;
  • слюнотечение и аэрофагия;
  • судороги и атрофия мышц;
  • задержка роста и сколиоз.

Также есть группа исключающих критериев:

  • увеличение органов;
  • поражение глаз: атрофия зрительных нервов и ретинопатия;
  • певрологические нарушения;
  • микроцефалия.

Электроэнцефалография – диагностический метод. На нем виден медленный ритм, эпилептиформные разряды.

КТ и МРТ не являются информационными методами при синдроме Ретта. При проведении позитронной эмиссионной компьютерной томографии видно снижение общего кровотока в головном мозге.

Лечение синдрома Ретта

В настоящее время нет никакого конкретного лечения синдрома Ретта. Лечение детей с расстройством является сложным и разнообразным и должно быть настроено для удовлетворения конкретных потребностей ребенка.

Лечение детей с синдромом Ретта часто включает следующие процедуры.

  1. Физиотерапия.
  2. Речевая терапия.
  3. Реабилитационная и поведенческая терапия.
  4. Специальная образовательная поддержка.
  5. Психосоциальная поддержка для ребенка и семьи.
  6. Питательная поддержка в виде добавок, специализированных диет. Назначается высококалорийная диета, которая помогает поддерживать достаточный вес, с использованием питательной трубки и других вспомогательных средств для кормления, если это необходимо.

Для лечения определенных симптомов, таких как судороги, назначается противоэпилептическая терапия.

Дети с синдромом Ретта также подвержены повышенному риску развития сколиоза и сердечной аритмии — оба проявления могут потребовать дополнительного лечения. Для контроля сердечного ритма назначаются бета-блокаторы или применяется кардиостимулятор.

Если сколиоз становится выраженным, используется корсет и спинальная хирургия, чтобы предотвратить дальнейшее развитие искривления позвоночника

Выяснилось, что терапевтическая верховая езда, плавание, дельфинотерапия, гидротерапия и музыкальная терапия благотворно влияют на течение болезни.

Важно постоянное выполнение физических нагрузок, занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Если с ребенком не выполнять физических упражнений, не заниматься массажем, ЛФК, то он становиться лежачим и быстро теряет все приобретенные навыки.

Что такое синдром Ретта

Синдром Ретта представляет собой прогрессирующее нейродегенеративное заболевание, которое влияет на развитие мозга ребенка и познавательные способности. Со временем он может вызвать серьезные проблемы с речью и коммуникацией, отсутствием координации и контроля мышц, непроизвольными движениями рук и замедлением роста.

Синдром был впервые открыт в 1966 году Андреасом Реттом, австрийским педиатром — неврологом. Синдром Ретта — редкое, но тяжелое расстройство головного мозга, которое поражает только одну из 12 000 девочек.

Синдром Ретта почти всегда поражает девочек, хотя мальчики могут заболеть в очень редких случаях. Младенцы, рожденные с синдромом Ретта, развиваются как обычные дети в течение первых нескольких месяцев их жизни. Они соответствуют типичным этапам развития, таким как визуальный контакт, взаимодействие с родителям, захватывание предметов. Однако, от 6 до 18 месяцев дети с синдромом Ретта начинают терять ранее приобретенные навыки, теряют интерес к  игре и часто становятся все более раздражительными.

По мере роста у детей с синдромом Ретта начинают проявляться проблемы с коммуникацией и контролем движения мышц, что приводит к трудностям с движениями, таким, как ходьба. У них могут появляться проблемы с дыханием, кормлением и глотанием, а также у них могут быть судороги и нарушения сна. У большинства заболевших детей диагностируется интеллектуальная отсталость.

Современный подход к лечению синдрома Ретта фокусируется на симптоматическом лечении, улучшении движения и коммуникации, а также на поддержке пациентов и их семей. В настоящее время нет лекарств от этой болезни.  Ученые всего мира занимаются изучением, исследованием патогенеза этой болезни, для того чтобы найти то самое заветное лекарство.

По распространённости в мире, это заболевание среди редких с подобной симптоматикой стоит сразу же после синдрома Дауна. В России по одним данным чуть больше сотни девочек с синдромом Ретта, по другим — 25 % от общего числа детей. Статистика хромает и вот ещё почему: синдром Ретта часто путают с детским церебральным параличом или аутизмом.

Важно понимать, что хотя девочки и женщины, больные синдромом Ретта и испытывают трудности с  общением, они имеют полный спектр эмоций и понимают больше, чем могут выразить

Симптомы

Симптомы синдрома Ретта возникают не сразу, после рождения дети выглядят здоровыми и развиваются согласно возрасту

Заподозрить наличие патологии очень сложно, единственное, на что можно обратить внимание:

  • Незначительная мышечная гипотония
  • Потливость ладоней
  • Незначительное снижение температуры тела
  • Бледность кожи.

После 4-5 месяцев возникают первые признаки болезни – ребенок не переворачивается, не пытается ползать или сидеть.

У некоторых детей признаки заболевания возникают после 1,5-2 лет, они теряют уже освоенные навыки, перестают разговаривать, ходить, понимать обращенную речь и так далее. Но если в этом возрасте развитие ребенка, хотя и очень замедленное, все же возможно, то после 4-х лет оно полностью прекращается.

Постепенно у больного возникают все характерные признаки синдрома Ретта:

  • Умственная отсталость – ребенок полностью теряет способность к обучению, если до болезни у него были освоены определенные навыки, то по мере развития заболевания они постепенно утрачиваются. Больные по умственному развитию напоминают детей первого года жизни, с сохранением только основных функций. При этом они сохраняют свою эмоциональность, остаются привязанными к членам своим семьи, узнают окружающих, радуются им.
  • Гипотония – мышечная слабость мешает детям нормально ходить, сидеть, выполнять какие-либо движения. У них нарушается координация движений, исчезает целенаправленная деятельность.
  • Сколиоз – ослабление мышц вызывает искривление позвоночника.
  • Специфические движения рук – самый характерный признак синдрома Ретта. У детей появляются монотонные «перебирающие» движения, кажется, что он «моет руки» или трет что-то.
  • Судороги – у детей часто возникают эпилептические припадки с кратковременной потерей сознания или без.
  • Микроцефалия – из-за остановки роста и развития головного мозга и костей черепа у детей голова не увеличивается в размерах и остается непропорционально маленькой.
  • Замедление и остановка роста частей тела – также замедляется общий рост и развитие организма.
  • Нарушение работы внутренних органов – характерно возникновение проблем с пищеварением, дыханием, сердечно-сосудистой системой.

Если диагноз синдрома Ретта не был выставлен вовремя, то с течением времени установить его становится сложнее, заболевание могут спутать с умственной отсталостью, аутизмом, другими психическими патологиями или нарушениями двигательной сферы.

Без обследования внутренних органов и использования других дополнительных методов исследования легко спутать синдром Ретта и аутизм. Для обоих этих заболеваний характерны утрата приобретенных навыков, отсутствие зрительного контакта, потеря речи, беспричинные крики и плач и так далее.

Стадии

Условно течение болезни разделяют на 4 стадии:

  1. От 4-х мес до 2 лет – наблюдается отставание в росте и развитие ребенка, замедление роста головы и конечностей, гипотония, снижение познавательных способностей.
  2. 2-3 года – утрата приобретенных навыков, беспричинные крики, появление стереотипных движений, возможно возникновение судорог.
  3. 3-10 лет – выраженное отставание в умственном развитии, судорожные припадки, нарушение координации движений, моторики, возникновение сколиоза.
  4. После 10 лет – утрата способности к самостоятельному передвижению, нарушение работы внутренних органов, потеря массы тела.

Кроме классической формы заболевания выделяют несколько атипичных форм:

  • Мозаичная форма синдрома Ретта – при этой форме у детей наблюдаются неврологические признаки заболевания, но нет выраженной мышечной слабости. Больные сохраняют способность самостоятельно двигаться, но у них наблюдается нарушение мелкой моторики.
  • Синдром с сохраненной речью – эту форму отличает сохранение речи и умственных способностей.
  • Врожденный – до сих пор не доказано, точно ли это «чистый» синдром Ретта или его сочетание с другими неврологическими заболеваниями.
  • Синдром Ретта у мальчиков – раньше считалось, что синдром Ретта встречается только у девочек, но проведенные исследования доказали, что он может развиться у мальчиков с «лишней» Х-хромосомой. Такая аномалия наблюдается при синдроме Клайнфельтера.

По каким критериям можно диагностировать синдром Ретта?

Одной из наиболее существенных особенностей данного заболевания является то, что отклонения в развитии ребенка начинают проявляться не с рождения, а лишь после пятого-шестого месяцев жизни, реже – после полутора лет. Специалисты диагностируют наличие патологии у ребенка, исходя из наличия таких признаков:

  • непропорциональное телосложение (замедляется рост черепа, стоп и кистей рук, что становится более заметным по мере развития туловища ребенка);
  • характерные стереотипные движения рук, которые напоминают стискивание, потирание, хлопки, постукивание;
  • сложности с речью (к двум годам девочка может совсем перестать говорить);
  • задержка психоэмоционального развития, утрата интереса к окружающему миру;
  • раздражительность, которая сопровождается длительными периодами плача и крика;
  • утрата приобретенных навыков движения, отсутствие координации и баланса;
  • спазматические приступы, которые могут прогрессировать до эпилептических;
  • ходьба на прямых ногах, невозможность согнуть колени;
  • искривление позвоночника или сколиоз тяжелой степени;
  • заглатывание воздуха, частое и поверхностное дыхание (редко отмечаются случаи неожиданной остановки дыхания);
  • слабость, атрофия мышц;
  • потливость рук и ног;
  • бледность кожи;
  • пониженная температура всего тела;
  • сбои сердечного ритма.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector