Детский церебральный паралич

Як у перший рік життя дитини визначити, що є ДЦП?

Визначити дитячий церебральний параліч може бути досить складно. Хвороба не завжди діагностується навіть за обстеження новонародженого

За розвитком дитини необхідно уважно спостерігати та звертатися до лікаря за появи ознак ДЦП у немовляти. Водночас слід пам’ятати, що перші ознаки ДЦП у дитини часто з’являються у віці одного-двох років

До клінічних синдромів ДЦП належать:

  • порушення рухової активності;
  • патологічний м’язовий тонус;
  • скелетні деформації;
  • судоми;
  • проблеми з ковтанням;
  • затримка мовного розвитку;
  • наявність косоокості;
  • порушення зору і слуху.

Існує чотири форми ДЦП: спастична (напружені м’язи), дискінетична (неконтрольована рухова активність), атактична (порушення координації і рівноваги) і змішана. Спастичний вид ДЦП передбачає напружені м’язи в дитини, дискінетичний — неконтрольовану рухову активність, атактический — порушення координації і рівноваги. За змішаного виду ДЦП спостерігаються змішані ознаки спастичного, дискінетичного і атактичного видів.

Щоб визначити наявність церебрального паралічу, лікарю необхідно провести огляд дитини, вивчити його історію хвороби і за потреби призначити проведення додаткових досліджень. Діагностика дитячого церебрального паралічу включає:

  • нейросонографію;
  • доплерометрію;
  • ехоенцефалографію;
  • електроенцефалографію;
  • магнітно-резонансну томографію (МРТ);
  • комп’ютерну томографію (КТ).

Задачи лечения и реабилитации

Правильно подобранная терапия направлена на решение следующих задач:

  1. Необходимость побудить маленького пациента к развитию навыков передвижения, самообслуживания, движения рук и ног;
  2. Предотвращение развития контрактур (сгибания конечностей), нарушения осанки;
  3. Создание необходимых условий для психического развития ребенка, приобретения им речевых, письменных и социальных навыков.

Терапия, позволяющая частично восстановить двигательную активность, должна быть комплексной, включающей в себя различные способы лечения и коррекции. Выбор того или иного метода осуществляет врач.

Рекомендации по лечению воронкообразной деформации грудной клетки вы найдете на нашем сайте.

Медикаментозное

Ребенку назначают противосудорожные средства (Вальпарин, Эпилим), если имеют место судороги, а также препараты, способствующие устранению спазмов мышечной ткани (Диазепам).

Использование ноотропов и других препаратов для улучшения мозговой деятельности при ДЦП не дает никаких результатов, так как повреждения головного мозга в этом случае имеют необратимый характер.

Самолечение такими средствами может лишь навредить ребенку. Все лекарства, используемые в терапевтических целях, должен назначать только лечащий врач.

Массаж и ЛФК

Массаж и специальные упражнения, способствующие укреплению тонуса мышц, восстановлению осанки, предотвращению искривления позвоночника, ребенку необходимо делать на протяжении всей его жизни.

В первое время работать с малышом должен специалист, так как комплекс массажных движений и укрепляющих упражнений разрабатывается индивидуально для каждого ребенка, страдающего ДЦП.

Коррекция патологической позы

Изменения, происходящие в организме ребенка при ДЦП приводят к нарушениям опорно-двигательного аппарата, в результате чего организм не способен принимать физиологичное положение.

В этом случае формируются неправильные позы, которые нуждаются в коррекции. В противном случае возможно развитие стойкого нарушения осанки, формирование контрактур. Для коррекции применяют различные медицинские приспособления, такие как шины, лонгеты, бандажи.

Исправление контрактур хирургическим методом

Контрактура – сформированное в результате неправильного положения организма стойкое сгибание конечностей.

Данная патология нуждается в коррекции, в противном случае возможно развитие еще более серьезных последствий, таких как значительная деформация сустава, его вывих.

Для коррекции используют 2 разновидности хирургического вмешательства: хирургическому воздействию может подвергаться ахиллово сухожилие, либо мышечная ткань в области поясницы.

Иные способы

В зависимости от того, какие проявления ДЦП наблюдаются у ребенка, для более успешного лечения возможно использование и других методов, таких как:

  1. Физиотерапия, способствует расслаблению мышц, устранению болезненных спазмов.
  2. Занятия с логопедом позволяют устранить (или уменьшить) нарушения речи.
  3. Социализация ребенка (общение со сверстниками) поможет ему быстрее адаптироваться в коллективе.
  4. Общение с животными (лошадьми, дельфинами) позволяет нормализовать эмоциональное состояние ребенка, улучшить его двигательную активность.

Каковы признаки повышенного внутричерепного давления у ребенка? Читайте об этом в нашей статье.

Методы лечения

Специалисты Клинического института мозга предлагают индивидуальные программы лечения и адаптации пациентов с различными формами детского церебрального паралича. Основная цель работы — это максимальная социализация ребенка, обучение навыкам самообслуживания, развитие интеллектуальных способностей. Также применяются методики, которые значительно улучшают состояние мышц при их гипер- и гипотонусе и препятствуют значительной деформации развития скелета.

Основные методы лечения ДЦП (детского церебрального паралича)

Методы лечения ДЦП — это комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества жизни пациента и его социализацию. Несмотря на то, что болезнь хроническая и не заканчивается полным выздоровлением, необходимо постоянно принимать меры для улучшения качества жизни ребенка. Врачами могут быть рекомендованы следующие способы терапии:

  • лечебный массаж — один из основных методов снижения мышечного тонуса;
  • лечебная гимнастика (по возможности) — специальные упражнения для восстановления координации движений и симметричного развития мышц;
  • электрорефлексотерапия — метод стимуляции нейронов головного мозга, в результате чего ожидается сглаживание клинической картины болезни;
  • занятия с логопедом;
  • работа с использованием животных, в том числе иппотерапия;
  • нагрузочные костюмы — позволяют скорректировать положение тела и способствовать правильному развитию позвоночника.

Занятия с детьми необходимо проводить регулярно. В процессе роста есть возможность предотвратить опасные осложнения ДЦП и способствовать симметричному развитию костей скелета и мышечной массы. В запущенных случаях может быть показано хирургическое вмешательство, в ходе которого проводится устранение дефектов мышц и контрактур, сухожильная пластика.

Использование вспомогательных приспособлений

Терапия при ДЦП включает использование дополнительных приспособлений

Важно уделять внимание двигательной активности ребенка и усложнять задачи по мере его развития. В ходе упражнений важно их правильное выполнение с использованием нужных групп мышц. Занятия происходят со специалистом и в домашних условиях, могут проводиться с использованием дополнительных приспособлений:

Занятия происходят со специалистом и в домашних условиях, могут проводиться с использованием дополнительных приспособлений:

ходунки — устройство, которое используется не только для обучения ходьбе, но и для коррекции равновесия и баланса;
параподиум — система ортезов, которая позволяет самостоятельно передвигаться даже при отсутствии мышечного тонуса в нижних конечностях;
вертикализатор — специальный фиксатор, благодаря которому ребенок может самостоятельно стоять (это важно в том числе для правильного развития и функционирования внутренних органов);
велосипеды — модели с тремя колесами, простые в управлении, которые позволяют передвигаться при снижении функции нижних конечностей;
аппараты, туторы, лонгеты для коррекции положения конечностей.

Для максимальной социализации ребенка важно уделять время его физической активности. Современные устройства (инвалидные кресла, велосипеды, ходунки и параподиумы) позволяют передвигаться самостоятельно, даже при снижении мышечного тонуса

Такое развитие позволяет избежать проявления мышечных контрактур и добиться максимального симметричного развития мышц и костей. Кроме того, помещение следует оборудовать специальными приспособлениями для комфортного передвижения ребенка, поручнями, креслом для купания и другими вспомогательными устройствами.

Диагностика

После появления малыша на свет ребенка в обязательном порядке обследует врач. Это позволяет выявить патологию на ранней стадии ее развития и как можно скорее начать лечение. Особого внимания требуют дети, у которых повышен риск развития ДЦП.

Это недоношенные дети, имеющие маленький вес при рождении, страдающие врожденными аномалиями развития внутренних органов, появившиеся на свет в результате тяжелых родов, имеющие низкую оценку по критерию Апгар.

Врач тщательно обследует ребенка, проверяя выраженность врожденных рефлексов, тонус мышечной ткани.

При обнаружении тех или иных отклонений, назначают аппаратное исследование:

  • УЗИ головного мозга;
  • ЭЭГ;
  • КТ, МРТ.

Дифференциальная

ДЦП в первые дни жизни ребенка может проявляться в виде признаков, характерных и для других заболеваний, лечение которых осуществляется с использованием принципиально других методов и средств.

Именно поэтому особое значение имеет дифференциальная диагностика

Важно отличить ДЦП от таких недугов как нарушение обмена аминокислот, мукополисахаридоз, нейрофиброматоз, гипотиреоз

Как вылечить недуг

Помните, что полностью избавиться от ДПЦ нельзя. Но если вовремя обратиться к специалисту и провести правильные меры, можно добиться отличных результатов и научить больного ребенка некоторым навыкам.

Зачем проводится терапия? Она направлена на:

  • стимуляцию малыша на получение новых навыков самообслуживания, движения;
  • снижение риска появления у малыша неправильных поз, искривлений позвоночного столба;
  • создание условий для нормального развития речи и психоэмоциональной деятельности.

Врачи выделяют несколько способов лечения недуга:

  1. Использование медикаментов. Назначают применение противосудорожных препаратов. Назначить их может только врач-эпилептолог, и используются они под его контролем. Дополнительно назначают применение расслабляющих лекарств: Диазепам, Баклофен. Данные препараты используются при появлении болезненных спазмов в мышцах.

Назначает препараты только врач, и выбор его зависит от тяжести и формы заболевания, от появившихся симптомов недуга.

  1. Применяют массаж и лечебную физкультуру. Если массаж будет проводить мать больного, то вначале она должна подобрать с врачом упражнения и изучить технику их проделывания. Если упражнения или массаж подобраны неверно, то состояние здоровья малыша может и ухудшиться.
  2. Осуществлять коррекцию неправильных поз. Часто у больного ребенка появляется тонус в мышцах, и это способствует вхождению его в неправильные позы. Это приводит к появлению необратимых последствий. Корректировать позы можно с помощью ношения лангеток, шин, валиков, щитов, бандажей, вертикализаторов.
  3. Использование хирургических методов коррекции. Для этого проводится операция на ахилловом сухожилии, на мышцах в области поясницы. Это способствует уменьшению спазмов.

Дополнительно применяют:

  • Физиотерапию. Она способствует уменьшению боли при появлении спазмов в мышцах.
  • Коррекцию нарушений речи. Для этого больного водят к логопеду.
  • Снятие социальной изоляции.
  • Иппо- и дельфинотерапию. Такие методы помогают улучшить речь, координацию движений и помогают детям быстрее адаптироваться к жизни.

Многие родители спрашивают врача о том, а кто лечит данный недуг? Лечение осуществляется неврологом, физиотерапевтом, врачом ЛФК, хирургом, логопедом, психологом.

Также не следует забывать о том, что во многих городах содержатся центры для реабилитации «особенных» малышей. В них есть специалисты, которые помогут ребенку полноценно реабилитироваться. С помощью опытных врачей и родных людей ребенок сможет освоить новые навыки, получить профессию, социализироваться  и стать полноправным членом общества. В настоящее время больных детей в такой клинике можно лечить как на бесплатной, так и на платной основе.

Особенности детей с ДЦП

Главная причина ДЦП – это изменение структуры головного мозга, а основными симптомами являются нарушение двигательной активности. Расстройства движений происходят из-за нарушения передачи сигналов от головного мозга к мышцам. ДЦП характеризуется наличием речевых, двигательных, эмоциональных, умственных расстройств. Они связаны с повреждением разных групп мышц и тканей головного мозга.

Сложности развития таких детей обусловлены огромными трудностями во время выполнения сложных или координированных движений. У таких деток ограниченная самостоятельность, возможность свободно двигаться, и только частичная способность к самообслуживанию.

Любые движения детей замедленные, именно поэтому возникает диспропорция между мышлением и представлением об окружающей действительности. Логическое мышление и абстрактные знания у таких детей формируется отлично, а представление об окружающем мире формируются только в условиях постоянного движения ребенка, в результате которых вырабатывается мышечная память.

Дети, больные ДЦП, не способны заниматься продолжительное время, они усваивают меньший объем информации, по сравнению со сверстниками. У этих деток трудности со счетом, им очень тяжело усвоить математические действия.

В эмоциональном плане они ранимые, впечатлительные, очень привязаны к родителям и опекунам.

У них, как правило, расстройство речи, из-за чего всегда ограничен круг общения со сверстниками.

Какие появляются осложнения

Помните, что пораженные участки мозга больше не становятся, но, если ребенок будет принимать неправильные позы, то его состояние здоровья может ухудшиться. Помимо этого, если он не посещает школу, не общается со сверстниками и не занимается со специалистами, у него могут часто появляться речевые и эмоциональные расстройства и иные осложнения:

  • Постоянно сжатые верхние и нижние конечности. Такое состояние появляется из-за наличия тонуса в мышцах. Причем оно может быть очень длительным и приводить даже к вывихам суставов.
  • Ребенок начинает ходить только на носочках. Если родители стараются поставить больного малыша правильно, то это приводит к появлению у него неприятных ощущений и боли.
  • Искривляется позвоночник, перекашиваются тазовые кости. Такие перекосы появляются из-за принятия малышом неправильной позы во время ходьбы, сидения.
  • Нарушается речь, появляются психологические проблемы. Это происходит из-за того, что ребенок не общается со сверстниками, не посещает образовательные учреждения, полностью отделен от общества.

Таким образом, родить больного малыша – это большой страх для родителей. И для того чтобы понять и полюбить такого ребенка может потребоваться много времени. Из-за этого в семье могут начаться проблемы, и помощь психолога будет кстати.

Симптомы ДЦП

Понятно, что мгновенно диагностировать детский церебральный паралич у грудничка весьма проблематично. Не приходится говорить о нарушении двигательных функций, когда они еще не развиты. Неуместно говорить о том, что ребенок не может контролировать свои движения, ведь любой малыш не умеет этого делать и учится до 2 – 3 лет. По мере роста ребенка после одного года внимательный родитель или няня, которая много времени проводит с малышом, может заметить отклонения и задержки в развитии обычных для детей этого возраста навыков.

Если степень поражения мозга высокая, недостатки развития будут заметны сразу после рождения.

И все-таки существуют некоторые признаки, которые могут навести родителей на мысль о возможном наличии синдрома ДЦП:

  • очень слабый младенческий крик;
  • постоянное нарушение глотательных и сосательных движений;
  • периодические судороги;
  • нетипичные для определенного возраста позы.

Насторожить должно, когда малыш находится в очень расслабленном состоянии, тело как будто ватное. Или наоборот – гиперэкстензия большой силы, когда и ручки, и ножки разбросаны в стороны сильнее, чем у здоровых младенцев.

По мере роста ребенка, патологические симптомы церебрального паралича становятся более заметными, даже непрофессиональному взгляду родителей, поэтому важно своевременно обратится к детскому невропатологу, чтобы в будущем избежать грозных осложнений или максимально быстро начать лечение. Кроме того, что физические параметры развития тела отстают от нормы возраста, появляются признаки, сигнализирующие о проблеме

Признаки ДЦП у детей младшего возраста:

Гипотрофия конечностей. Ребенок не может полноценно управлять мышцами рук и ног, соответственно, они большую часть времени находятся без движения. Мышцы не развиваются и становятся вялыми, мягкими.
Тактильные и болевые ощущения ребенка могут быть неадекватными, патологическими. Так, боль может ощущаться в разы сильнее, чем у обычного человека. Проблемы возникают даже при обычной чистке зубов или вытирании полотенцем. А тактильные ассоциации могут быть вообще неверными: пациент не способен различить твердый и мягкий мячик, шершавую или гладкую поверхность.
Раздражение кожных покровов около рта. Отсутствие контроля глотания и слюнотечения провоцирует постоянное нахождения слюны в области рта. Это, в свою очередь, вызывает раздражение кожи в зоне рта, груди и подбородка.
Стоматологические заболевания. Невозможность качественно чистить зубы приводит к их болезням и воспалению десен. Детям, склонным к судорогам, назначают для приема медицинские препараты против этого недуга. Эти медикаменты также неблагоприятно сказываются на состоянии десен.
Травмирование при несчастных случаях. Конечно, люди, неспособные контролировать свою координацию, чаще других подвергаются падениям, ударам о косяки дверей, предметы мебели и пр. Возникновение неожиданных судорог тоже провоцирует получение травм об окружающие предметы.
Дети и взрослые с ДЦП относятся к группе часто болеющих пациентов. Их организмы плохо сопротивляются соматическим и инфекционным заболеваниям. Кроме того, при особо тяжелых формах церебрального паралича даже кашель может стать смертельно опасным. Во время приема пищи ребенок, не способный нормально глотать, может поперхнуться. Частицы пищи, попадая в трахею, провоцируют воспаление и пневмонию.
Все пациенты, страдающие ДЦП, имеют проблемы с нарушением осанки и физическими движениями тела. Проблема детского возраста в том, что у младенцев этот признак трудно определить. И по мере роста ребенка, увеличения его активности, полученная, например, при родах травма мозга, может усугубиться

Состояние этого жизненно важного органа способно измениться и осложнить развитие ДЦП. Вот почему так важно как можно раньше обнаружить опасное заболевание и начать лечебные и реабилитационные мероприятия.

Диагностика ДЦП

Для прогноза заболевания важен принцип: чем раньше поставлен диагноз, тем эффективнее будет лечение

Поэтому очень важно обследование ребенка еще в родильном доме. Особенно тщательно нужно наблюдать детей из групп риска:

  • недоношенные дети
  • маловесные
  • с врожденными пороками развития (даже незначительными)
  • заразившиеся инфекционным заболеванием от матери во время беременности
  • дети, чье появление на свет сопровождалось применением акушерских щипцов, вакуум-экстрактора и других приспособлений
  • находящиеся по тем или иным причинам на искусственной вентиляции легких
  • дети, получившие низкую оценку по шкале Апгар (от 0 до 5 баллов)
  • дети с тяжелой желтухой новорожденных

Врач, обследуя новорожденного, проверяет все рефлексы и тонус мышц. При подозрении на поражение мозга требуются специальные методы:

  • УЗИ головного мозга (имеет диагностическую ценность только в сочетании с жалобами и симптомами у ребенка)
  • ЭЭГ (электроэнцефалография) – при возникновении судорог
  • КТ и МРТ при необходимости. Этими методами можно обнаружить гидроцефалию, кисты, очаги кровоизлияний или опухоли в головном мозге.

В результате врач может поставить диагноз: энцефалопатия, то есть патология мозга. Именно она является предпосылкой для развития ДЦП. Но, к сожалению, термин энцефалопатия очень часто применяется необоснованно. Нельзя забывать, что у детей первых 6 месяцев жизни возможна повышенная возбудимость, легкий тремор подбородка и ручек, повышенный тонус конечностей. Все это является индивидуальной особенностью, не требует лечения и проходит с появлением у малыша ползанья и ходьбы

Поэтому важно найти квалифицированного педиатра, способного отличить физиологический тонус мышц от первых признаков детского церебрального паралича

Определение ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это неврологическое заболевание, при котором поражается центральная нервная система и происходит недоразвитие головного мозга. Проявляется ДЦП нарушением движений, равновесия и интеллекта, а также часто сопровождается эпилепсией. 

ДЦП является наиболее распространенной причиной инвалидности в детском возрасте. По данным ВОЗ, показатель распространенности ДЦП в мире составляет 1-2 случая на 1000 новорожденных. В России – 2,2-3,61 случая на 1000 новорожденных. При этом среди недоношенных детей эта патология встречается примерно в 10 раз чаще. В целом приблизительно 1 из 400–500 человек в России болен ДЦП.

Шемятовская Ольга Дмитриевна, невролог клиники DocMed:

  • Найти группу поддержки (родительские группы).
  • Вовремя отдыхать и не забывать о себе.
  • Найти хорошего невролога, который руководствуется принципами доказательной медицины.
  • Найти хорошего физического терапевта, который руководствуется принципами доказательной медицины (его может посоветовать невролог).
  • Найти хорошего педиатра, который руководствуется принципами доказательной медицины, работал и детьми с ДЦП и не боится их (он вместе с неврологом будет лечить сопутствующие заболевания).
  • Не пытаться искать быстрые альтернативные пути и не верить шарлатанам.
  • Определить реальные цели реабилитации вместе с вашей командой и добиваться их достижения.

Правосторонний и левосторонний гемипарез у детей

По степени отека (неврологи называют спастичности) мышцы одной стороны тела гемиплегия (спастический односторонний ДЦП) получает разное название. Классическая гемиплегия – это полная утрата произвольных движений с одной стороны тела, т.е. тяжелая степень. Неврологи называют гемипарезом у детей более легкую степень гемиплегии. Родители детей с данным диагнозом недоумевают, так как один невролог ставит диагноз гемиплегия, другой невролог у этого же ребенка – гемипарез, а третий – гемисиндром.

Доктор Никонов

Эти названия диагнозов разъясняют степень тяжести гемиплегии и зависят от субъективного мнения невролога. Но какой бы из вышеперечисленных диагнозов не был бы поставлен неврологом согласно международной классификации болезней – это гемиплегия G 80.2.

По степени отека мышц (неврологи называют спастичности) складывается многообразие в различной недвижимости мышц тела, руки и ноги. У одного ребенка не двигается рука и она просто висит, как плеть, но при этом ее можно легко согнуть, тогда неврологи поставят диагноз мышечного гипотонуса. У другого ребенка рука не двигается, и она согнута в локтевом суставе так сильно, что разогнуть ее невозможно, тогда неврологи поставят диагноз мышечного гипертонуса. В любом случае неврологи не имеют достаточного количества знаний, чтобы восстановить ребенка с гемипарезом как правосторонним, так и левосторонним.

Доктор Никонов

Какую бы форму гемиплегии не ставили неврологи, причина неподвижности мышц скрывается внутри них самих. Причина неподвижности мышц – это отек внутри мышечных клеток, который в разных мышечных волокнах разный. Я выдавливаю отек из мышечных клеток и мышцы начинают двигаться не зависимо от того, гипотонус или гипертонус.

Реабилитация детей с гемипарезом – это сложная задача, требующая определенных знаний, которые я собрал за 30 лет успешной практики. Метод Никонова – это мой метод, позволяющий восстановить ходьбу при гемипарезе! Я готов поделиться своими знаниями с родителями больных детей. Я готов передать свой метод реабилитации. Если вы хотите вылечить своего ребенка, то можете обратиться ко мне за помощью. Для этого воспользуйтесь платной формой обращения, расположенной на всех страницах сайта.

Как обратится к Николаю Борисовичу

Классификация видов болезни

Медики разделяют данное заболевание на несколько видов:

  1. Развитие спастической диплегии. Во время нее в мозге появляются очаги отмирания, кистозные новообразования. К развитию данного синдрома приводит рождение ребенка раньше срока, кислородное голодание, появление в его организме инфекции и нарушение работы щитовидной железы.
  2. Появление спастической тетраплегии. В мозге происходит развитие перивентрикулярной лейкомаляции, множественных очагов отмирания, пороков развития. Данный синдром появляется из-за кислородного голодания, развития инфекции, нарушения деятельности щитовидной железы, возникновения нарушений в развитии плода.
  3. Развитие гемиплегии. Она характеризуется появлением кровоизлияний в мозг. Прогрессированию гемиплегии способствует нарушенная свертываемость крови, наличие у ребенка тяжелых наследственных болезней и пороков развития, появление в организме инфекции.
  4. Появление экстрапирамидной формы. При ней появляются нарушения в определенных зонах мозга. Данная форма развивается из-за кислородного голодания плода, при развитии желтухи тяжелой формы, при наличии у плода митохондриальных болезней.

При спастической диплегии у больного нарушаются движения в обеих конечностях, обычно в ногах. В руках активность целиком или частично сохранена. Данная форма считается самой распространенной. При таком ДЦП у детей видны нарушения уже в первые годы жизни, особенно во время ползанья:

  • Малыш может нормально двигать верхними конечностями, а нижние постоянно подтягивает. При тяжелой форме заболевания нездоровое дитя не может ползать.
  • В ногах у больного ребенка повышенный тонус, сильно выражены сухожильные рефлексы. Данные признаки ДЦП выявляются невропатологом.
  • Если мать держит малыша подмышки, то он начинает скрещивать ноги.
  • Ребенок начинает поздно ходить, и ходит он в основном на цыпочках.
  • В тяжелом случае больной малыш начинает отставать с ходьбой.

При этом интеллект и речевая деятельность развиты нормально. В отличие от других видов болезни судорожные синдромы при спастической диплегии появляются очень редко. Если у ребенка болезнь развивается в легкой форме, то он может обслуживать себя и получать новые знания.

Спастическую тетраплегию характеризует поражение всех четырех конечностей. Врачи называют данную форму болезни самой тяжелой и плохо поддающейся лечению. Данная стадия появляется из-за того, что в мозге много очагов повреждения. При ней ребенок отстает в умственном развитии, и у него часто появляются приступы эпилепсии. При данной форме болезни ребенку с рождения трудно глотать, у него повышен тонус и могут болеть все конечности с одной стороны, ему трудно ползать или он совсем не ползает, не ходит. Помимо этого, появляются эпилептические приступы, нарушена речевая деятельность, интеллект, зрение. Внешне заметно, что у больного малыша маленький размер головы, и имеются иные пороки развития. При данной форме болезни большинство детей имеют умственную отсталость.

При гемиплегии нарушается двигательная активность в верхних и нижних конечностях с одной стороны. Больше всего страдают верхние конечности. При гемиплегии у ребенка сохраняются все рефлексы, но по мере взросления малыша двигательная активность в конечностях с пораженной стороны снижается.

Дополнительно появляются следующие симптомы:

  • в пораженной конечности высокий тонус, она часто согнута в суставе и прижата к телу;
  • равновесие, сидение, ходьба появляются вовремя;
  • интеллект развивается нормально, редко появляются судороги.

Развитие у ребенка экстрапирамидной или гиперкинетической формы болезни называется медиками самой опасной. Данное заболевание часто развивается при наличии несовместимости между матерью и малышом или при глубокой недоношенности.

Помимо этого, для данной формы заболевания характерны следующие симптомы:

  • у ребенка снижен тонус, он плохо держит голову;
  • возникает периодический гипертонус, насильственные движения;
  • ребенок может сам ходить в 4-6 лет;
  • у него нарушается глотание, он плохо произносит звуки и слова;
  • интеллект развивается нормально.

При данной форме болезни возникают следующие насильственные движения:

  • Хореиформные: быстрые и резкие движения бедрами и плечами.
  • Атетоидные: они червеобразные, очень медленные, характеризуются извиванием в движениях костей и стоп.
  • Смешанной формы: характеризуется совместным развитием атетоза и хореи.

Если ребенок находится в стрессовой ситуации или эмоциональном переживании, то у него насильственные движения могут усилиться.

Основные подходы к лечению ДЦП

Помощь ребенку с ДЦП подразумевает задействование команды различных специалистов медицинского, педагогического и социального профиля. При этом важную роль играет активное участие родителей. Ключевым аспектом является непрерывность оказания помощи.

Лечебная физкультура при ДЦП. Фото: olesiabilkei / Depositphotos

Реабилитационная терапия

Детский церебральный паралич – неизлечимое заболевание. Поэтому раннее начало комплексной терапии играет важную роль в развитии доступных ребенку моторных и речевых навыков. Реабилитационная программа подбирается индивидуально, на основе имеющихся дефектов.

Основа реабилитации при ДЦП – массаж и лечебная физкультура (ЛФК), которые должны проводиться ежедневно. Поэтому базовыми навыками и упражнениями следует овладеть родителям ребенка. 

Навыки двигательной активности приобретаются при помощи кинезиотерапии. Она заключается в многократном повторении нормальных движений, которые должны быть освоены. Наиболее эффективными подходами считаются Войта-терапия, Бобат-терапия, PNF-терапия.

Также в рамках реабилитации применяются технические средства: ортезы, вставки в обувь, костыли, ходунки, инвалидные коляски и т. п. Их назначение – компенсировать физические дефекты, например, различия в длине конечностей, деформации и моторные нарушения.

Что такое ортезы?

Ортез представляет собой специальное медицинское приспособление, которое позволяет изменить структурные и функциональные характеристики нервно-мышечной и скелетной системы. Они помогают разгрузить, зафиксировать или скорректировать функции поврежденного сустава или конечности. К их числу относятся разнообразные корсеты, бандажи, аппараты, специальная обувь и стельки.

При ДЦП часто наблюдается подошвенное сгибание стопы и голеностопного сустава, что связано с чрезмерной напряженностью икроножных мышц. Это приводит к изменениям структуры голеностопного сустава и стопы, что вызывает такие явления как вальгус (наклон стопы кнутри) или варус (наклон стопы кнаружи). 

Для коррекции этих состояний и других деформаций нижних конечностей используются следующие ортезы:

  • AFO (ankle and foot orthoses) – на голеностопный сустав и стопу.
  • KAFO (knee ankle foot orthoses) – на коленный, голеностопный сустав и стопу.

Цель ортезов – помощь в передвижении и приобретении моторных навыков. Однако они не направлены на лечение или нормализацию мышечного тонуса, по этому они не могут быть единственными методомам коррекции при ДЦП. 

Социально-педагогическая реабилитация

Основная цель восстановительного лечения ребенка с церебральным параличом – адекватная социальная адаптация. Для нее необходима не только возможность двигаться, но и навыки коммуникации, интеграции в среду сверстников, получение образования и профессии. 

В связи с этим в комплекс терапии обязательно включаются:

  • Трудотерапия. Позволяет развить навыки, необходимые для повседневной жизни (самостоятельное одевание, осуществление гигиенических процедур и т.п.)
  • Логотерапия. Помогает решить проблемы с глотанием и справиться с речевыми проблемами. При этом могут применяться вспомогательные устройства: компьютеры с синтезаторами речи или изображениями предметов и действий повседневной жизни, при помощи которых ребенок получает возможность объяснить свои потребности. При выраженном дефиците речи больной обучается альтернативным методам общения, например языку жестов. 
  • Арт-терапия и реабилитация через спорт. Способствуют формированию мотивации к лечению и социальной интеграции. 

Также широко используется кондуктивная педагогика. Она объединяет педагогические и реабилитационные цели. Во время занятий широко используют ритмические звуки и песни. С помощью ритма и текстов песен устанавливается фоновый ритм двигательной активности, который помогает обучению и мотивации ребенка4.

Использование животных в реабилитации детей с ДЦП

Действенным подходом считается вовлечение животных в процесс реабилитации детей с ДЦП – анималотерапия. Она основана на сочетании кинезиотерапии и позитивного эмоционального настроя4.

К основным разновидностям анималотерапии относятся:

  • Иппотерапия – занятия с лошадьми.
  • Канистерапия – общение со специально обученными собаками.
  • Дельфинотерапия – плавание в бассейне с дельфинами.

Анималотерапия широко распространена среди детей с ДЦП. Фото: TUT.BY / YouTube

Распространенность ДЦП

На сегодняшний момент ДЦП занимает ведущее место в структуре хронических болезней детского возраста. По мировой статистике число больных этим заболеванием детей составляет 1,7-7 на 1000 здоровых, в России эти цифра колеблется в пределах 2,5-5,9. В некоторых странах этот показатель существенно выше, например, по данным Франции на 1966 год он составлял 8 человек. Увеличение числа больных связывают не только с ухудшением экологии, но также с прогрессом в перинатальной и неонатальной медицине. Сегодня медицина ДЦП успешно развивается и часто выхаживают младенцев, рожденных недоношенными, в том числе с весом в 500 грамм, как известно, именно недоношенность является одним из основных факторов риска по ДЦП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector