Акцентуации человеческого характера: классификация по леонгарду и личко

Гипертимный и циклоидный

Гипертимный тип характерен для людей, которые являются плохими стратегами, но блестящими тактиками. Они предприимчивы, находчивы, активны, легко ориентируются в изменяющих обстоятельствах. За счет этого они могут значительно улучшить свое общественное и служебное положение, продвинуться по карьерной лестнице. Но в определенный момент им свойственно терять свое положение из-за неумения просчитывать наперед определенные действия, часто они ошибаются в людях.

Люди с гипертимным типом общительны, активны, предприимчивы, у них постоянно хорошее настроение, по крайней мере, на людях. Дети непоседливы, подвижны, часто балуются и шалят. Подростки учатся нестабильно, у них хромает дисциплина. Из-за этого возникают конфликты с представителями старшего поколения. У них всегда множество поверхностных увлечений, ни одно из которых их в действительности не интересует. В жизни они постоянно переоценивают свои возможности.

Циклоидная акцентуация присуща апатичным и раздражительным людям. В детском возрасте они постоянно хотят остаться одни, не любят играть со сверстниками. Любые неприятности переживают очень тяжело, в ответ на любые замечания сильно раздражаются, даже если они самые безобидные. У подростков с циклоидной акцентуацией резко меняется настроение.

Во взрослом возрасте самые острые углы сглаживаются, но некоторые могут застревать на своих комплексах, превращаясь в меланхоличных и угнетенных индивидов. Зачастую их настроение зависит от времени года.

Акцентуации характера и степени их выраженности

Психиатр отмечал две степени проявления акцентуированных характерных черт человека – явную и скрытую.

Явная степень – это состояние, когда акцентуированные черты характера человека обладают отличной выраженностью и могут проявляться в течение всей жизни. При этом подобные черты преимущественно хорошо компенсируются даже при отсутствии психической травмы. У подростков при этом иногда наблюдается дезадаптация.

А вот при скрытой степени чаще всего проявляются после той или иной психической травмы или при той или иной стрессовой ситуации. Акцентуированные черты преимущественно не нарушают адаптацию, однако иногда наблюдается краткосрочная дезадаптация.

Настроение

Характеристика лабильного типа основывается на резкой перемене настроения, для которой не нужны веские основания. При общении с таким человеком можно увидеть за короткий промежуток времени горькие слезы и искренний смех, а затем серьезный настрой.

Окружающие могут решить, что их собеседник неискренний или поверхностный. На самом деле, такое впечатление ошибочно. Представители лабильного типа умеют переживать эмоции очень глубоко.

Когда такой человек расстроен, отрицательные эмоции поглощают его: он не может питаться, спать, работать. Мрачный взгляд на мир распространяется на его прошлое, которое воспринимается как череда неудач, и на будущее, которое кажется лишенным перспектив. Когда настроение нормализуется, прошлое вызовет приятную ностальгию, а в перспективах будут маячить приятные события.

Личностный уровень

Дополнительно в типологии выделяются 2 типа акцентуации личности – экстравертированный и интровертированный. Их толкование у Леонгарда не совпадает с интерпретацией у других ученых (у Айзенка).

Экстраверты легко попадают под чужое влияние, меняют свое мнение. Они без труда адаптируются к изменившимся обстоятельствам, успешно контактируют с новыми знакомыми, результативно осваивают новую информацию.

Интроверты обычно опираются на собственный опыт. Они настолько погружены в свой внутренний мир, что отрываются от реальности, на них не влияют жизненные обстоятельства. Они склонны больше рассуждать, философствовать, чем действовать. Этот тип личности не позволяет вмешиваться в свою жизнь, отстаивает собственные взгляды и принципы. К. Леонгард считает интровертов более волевыми личностями.

Типы акцентуации характера

Типы акцентуации характера по Леонгарду

  1. Демонстративный. Человек старается произвести благоприятное впечатление у окружающих, обратить на себя внимания. Личность часто нахваливает себя, пытается казаться незаменимым персонажем в каждой ситуации. Большинство сказанного им является только его фантазией или же имеет малую долю правды.
  2. Застревающий. Характерна повышенная устойчивость аффекта, продолжительная эмоциональная реакция, переживания. Такие люди редко когда прощают неуважение и оскорбления в свою сторону. Они долго помнят обиды и при первой же возможности стараются отомстить обидчику.
  3. Педантичный. Такой человек чрезмерно аккуратен, пытается во всем поддерживать порядок, но при этом страдает нерешительностью. Перед принятием решения он будет долго продумывать каждый шаг, взвешивать все за и против. Такая личность боится перемен и брать на себя ответственность.
  4. Гипертимический. Такие люди всегда находятся в хорошем настроении даже без весомых причин. Отмечается повышенная активность, жажда к насыщенной жизни, ярким эмоциям и впечатлениям. Для такого типа характерна общительность, оптимистичность. Жизненные проблемы переживаются без особых трудностей.
  5. Возбудимый. Человек отличается чрезмерной импульсивностью. На его поступки и поведение в большей степени влияют инстинкты, влечения и порывы, а не рациональное понимание своего поведения. Для такого типа не знакомо понятие терпимость.
  6. Дистимический. Личность почти всегда пребывает в мрачном и плохом настроении, мыслит пессимистично, не видит ничего хорошего в жизни. Для дистимиков не свойственно веселье и активность.
  7. Экзальтированный. Основная черта – бурная реакция на случившееся. Такие люди очень восторженные, их радует каждая мелочь. Но также быстро впадают в печаль от плохих новостей.
  8. Циклотимический. Предполагает, что на смену гипертимическому типу приходит дистимический. Такое наблюдается довольно часто. В первом состоянии хорошие новости приводят не только к позитивным эмоциям, но и побуждают к действиям. Во втором состоянии плохие новости не только огорчают, но и приводят к апатии.
  9. Тревожный. Такой тип личности отличается чрезмерной тревожностью касаемо возможных трудностей, волнение за свое будущее. При этом реальные причины для волнения отсутствуют. Человек очень робкий, покорный, не уверен в своих силах.
  10. Интровертированный. Такие люди привыкли руководствоваться личным жизненным опытом. Человек часто копается в себе, погружается во внутренний мир и на время выпадает из реальной жизни. Больше думает, чем делает.
  11. Экстраветрированный. На человека имеет большое влияние мнение окружающих. Он не имеет четкой позиции, постоянно появляются новые мысли и мнения, которые формируются на основе сказанного другими людьми. Такие люди склонны к импульсивным действиям.
  12. Эмотивный. Основная черта личности – повышенная чувствительность. Такая личность очень добрая, мягкотелая, восприимчива, может расплакаться в любой момент, не таит долго обиду, быстро прощает.

Типы акцентуации характера по Личко

  • Явная – крайний вариант нормы. Проблемный характер проявляется на протяжении жизни. Это может быть не только в тяжелых жизненных ситуациях, но и в благополучных. В быту носит название «Психопат».
  • Скрытая – обычный вариант нормы. Проблемный характер проявляется чаще всего только в проблемных ситуациях, во время конфликтов с окружающими, в состоянии депрессии. В благополучных ситуациях это может быть совсем милый и уравновешенный человек.

Детство

Тревожные дети обычно боятся оставаться в комнате, если нет взрослых рядом, не спят без светильника и буквально прячутся под одеяло от ужаса во время грозы. Они могут даже избегать общения со сверстниками, думая, что те их будут дразнить, обижать.

Остерегаются собак и других животных, неспособных причинить какой-либо вред. В школе ведут себя тихо и тяжело переживают, если учитель остался недоволен их знаниями или поведением.

К сожалению, подобный стиль поведения приводит к тому, что такого ребёнка начинают действительно преследовать и проявлять по отношению к нему агрессию. Ведь он не защищает себя, легко пугается и готов молчать, если на него сваливают вину за чужие шалости.

Не сдерживает слёз в силу своей ранимости, поэтому следует избегать строгого, авторитарного стиля воспитания.

Рекомендации

  • Чтобы повысить свою самооценку, следует заниматься теми делами, которые доставляют удовольствие, вызывают интерес. Обычно сенситивы стараются развить свои слабые места, отчего уходят в агрессивный спорт, пытаются построить карьеру, часто выступая перед публикой и так далее. Это называется гиперкомпенсация, то есть, человек словно пытается себе доказать, что он в силах справиться со своими слабостями, что он не трус. Если вам нравится читать книги, вышивать крестиком и играть на гитаре – уделяйте время этим занятиям, вместо прыжков с ненавистным парашютом, соревнований по боксу, борьбе и прочее.
  • Если ваш ребёнок обладает столь чувствительным характером, обращайтесь с ним аккуратно, закаливание и подготовка к суровой социальной жизни могут обернуться крахом, только усилив развитие фобических расстройств.
  • Работайте над своей самооценкой, её обязательно следует повышать. Тогда вы сможете достичь ощущения внутренней гармонии, уйдут терзания и тревога. Завышенные требования к себе не помогут стать лучше, а лишь приблизят появление невроза и других психических расстройств.
  • Учитесь опираться на свои чувства и желания, не подстраиваясь под чужие. Всем на свете не угодишь, а вот жизнь себе подпортить можно, задвигая собственные амбиции на задний план.
  • Дозируйте нагрузки такого ребёнка, иначе, совершив ошибку от усталости, он решит, что является неудачником. Избегайте чрезмерной опеки по отношению к нему, оставляйте возможность ему получать опыт, учиться чему-то. Так как, выполняя его работу, вы только подтвердите его идеи о ничтожности и неспособности самостоятельно справляться с трудностями.

Акцентуация характера личности в динамике

В психологической науке еще не досконально изучили проблемы, связанные с развитием или динамикой акцентуаций характера. Андрей Личко внес наиболее существенный вклад в изучение этой проблемы и отметил такие феномены развития акцентуаций:

  • они формируются и заостряются в той или иной мере в пубертатном возрасте, затем они сглаживаются или компенсируются, явные акцентуации могут изменяться и становится скрытыми;
  • на фоне скрытых акцентуаций черты конкретного типа характера раскрываются при психотравмирующих обстоятельствах;
  • при той или иной акцентуации могут появляться определенные нарушения или нарушения в виде неврозов, острой эффективной реакции или девиантным поведением;
  • тот или иной их вид может трансформироваться под воздействием окружающей среды или механизмами, которые были заложены конституцией человека;
  • формируется приобретенная психопатия.

Особенности общения

У людей, с описываемой акцентуацией, возникает немало трудностей в общении с окружающими.

Какие они в любви:

  • способны на глубокое, истинное чувство;
  • верные и преданные;
  • не уверены в человеке, который рядом: когда они в хорошем настроении, он для них идеал; когда в плохом — ненужный балласт;
  • затянутый во времени период флирта;
  • для них семья — пристанище для восстановления внутреннего равновесия;
  • супруга (супругу) воспринимают как друга и соратника;
  • секс интересует их в последнюю очередь;
  • тяжело переживают расставание — на восстановление могут уйти годы.

Те, кто состоит в отношениях с таким психотипом, должны набраться терпения, чтобы выносить поминутные всплески слёз и радости. Даже в друге они чаще всего ищут психотерапевта, чтобы поделиться своими горестями. Но при этом отличаются преданностью и сами всегда готовы прийти на помощь.

В работе достаточно ответственны, всегда доводят проекты до конца. Ровно относятся к коллегам, интриги — не их конёк. Никогда никого не подставляют, выручают, если надо. Однако продвижению карьеры мешает вспыльчивость и неуёмность. В те моменты, когда они не могут сдержать эмоций, способны надерзить начальнику, разорвать важные бумаги, сорвать встречу.

Как себя вести с лабильным психотипом:

  • не принимать на свой счёт их перемены в настроении;
  • найти дело, которое увлечёт обе стороны;
  • в период переживаний утешать и поддерживать;
  • постоянно поощрять, хвалить даже за самые мелкие достижения;
  • спрашивать каждый раз о причинах плохого настроения, и убеждать, что это не стоит переживаний;
  • никогда не использовать агрессивные методы воздействия;
  • избегать конфликтов любыми способами.

Классификация Личко

Именно Личко, был первым ученым, кто предложил видоизменить термин «акцентуация личности». По его мнению, данный термин не раскрывал полностью всю природу этого феномена. Предложенный термин «акцентуация характера» является более верным, поскольку многие специфические личностные особенности, нельзя обобщить под единым понятием. Человеческая личность является собирательным понятием, включающим в себя уровень образованности, психические и поведенческие реакции, мировоззрение и особенности воспитания.

Характер – является внешней поведенческой и психической реакцией на влияние различных событий. Такие реакции тесно взаимосвязаны с деятельностью нервной системы и входят в ряд узких характеристик особенностей поведенческой модели. По мнению психиатра, некоторые особенности характера имеют временную природу и по мере взросления видоизменяются или полностью исчезают. Некоторые из подобных особенностей со временем трансформируются в психопатию. Развитие акцентуации связано с влиянием таких факторов, как конкретный тип акцентуации, выраженность этого типа и социальное влияние.

В психологии акцентуация является одним из видов деформации характера, при которой определенные черты приобретают более яркую выраженность. Подобные изменения приводят к тому, что человек становится более чувствителен к влиянию определенных факторов. Такое влияние может стать причиной затрудненной адаптации к изменениям различных условий. Но в большинстве случаев, способность к адаптации сохраняется, однако противостояние влиянию различных факторов может быть затруднено.

Согласно Личко, акцентуация является своеобразной границей, расположенной между психопатией и нормальной психикой. Это означает, что классификация акцентуаций тесно взаимосвязана с типологией психопатии.

Акцентуации характера Личко

Каждый человек обладает устойчивыми особенностями личности, темпераментом, манерой поведения, стилем общения с окружающими и реакцией на различные обстоятельства. Все эти черты можно назвать одним словом – характер. Именно он наделяет индивида отличительными свойствами и делает его индивидуальностью.

Не все черты характера носят положительный характер. Некоторые доставляют немало трудностей в жизни своему обладателю. Эти особенности, как правило, врожденные, а в процессе социализации могут претерпевать изменения. Может, субъекту их и вовсе удастся подавить в обычной жизни. Но в критической ситуации отрицательные качества могут проявиться очень ярко.

Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных его свойств. Эта особенность личности влияет на поведение и поступки, отношение к себе и окружающим. Это крайний вариант нормы, который не считается психическим расстройством. Среди молодежи явные или скрытые акцентуации обнаруживаются у 95% обследованных. Взрослея, человек сглаживает нежелательные черты, и количество акцентуаций снижается до 50-60%.

Чрезмерная выраженность тех или иных характеристик не всегда вредна. Например, люди с истероидным типом – талантливые актеры, а с гипертимным – позитивные, коммуникабельные и могут найти общий язык с любым человеком.

Понятие психотипа личности

Типы личности формируются под влиянием различных факторов:

  • Влияние окружающей среды;
  • Особенности характера;
  • Собственное мировоззрение;
  • Отношение к различным событиям.

Психология наука довольно субъективная. Существует множество школ по психологии.

В античные времена Гиппократ провел разделение людей в зависимости от темперамента на такие типы:

  • Холерики;
  • Сангвиники;
  • Меланхолики;
  • Флегматики.

В XIX веке Чезаре Ломброзо выдвинул теорию о преступном типе личности. XX век явился для психологии очень «урожайным» в плане развития различных школ. Э. Кречмер выделил такие характеры по типам:

  • Пикник;
  • Астеник;
  • Атлетик.

Свою систематизацию по степени темперамента предложил У. Г. Шелдон:

  • Мезоморфный тип;
  • Эндоморфный;
  • Эктоморфный.

Карл Юнг подразделил людей на два типа личностей:

  • Интроверты;
  • Экстраверты.

Расширенным вариантом этой теории Юнга стала типология Майерс-Бриггс.

К. Леонгард выдвинул теорию типа акцентуированной личности.

Русский психиатр Ганнушкин Пётр Борисович предложил такую классификацию психотипов:

  • Астеник;
  • Циклоид;
  • Антисоциальный;
  • Неустойчивый;
  • Конституционно-глупый.

Эти основные типы дополнялись подгруппами:

  • Эмоционально-лабильные;
  • Депрессивные;
  • Мечтатели;
  • Патологические лгуны;
  • Психастеники;
  • Возбудимые;
  • Неврастеники;
  • Фанатики.

Диссоциативное истерическое расстройство

Истерическая психопатия многообразна в проявлении симптоматики. Еще несколько пару столетий назад все диссоциативные расстройства относились к истерическим. Кроме вышеперечисленных истерических расстройств, относящихся также к диссоциативным, очень частым проявлением считаются следующие:

  1. Диссоциативная фуга — истерическое расстройство личности, при котором человек утрачивает память о своей прежней личности и становится другой, придумывают себе новое имя, идут в другую профессию, покидают дом, могут уехать на другой край света. Память со временем возвращается и страдающий диссоциативным расстройством видит себя в незнакомом месте, с незнакомыми людьми, воспоминания о существовании в этом месте во время фуги утрачиваются.
  2. Транс, одержимость – измененной состояние сознания, при котором человек не осознает себя как собственную личность. Часто возникает при длительных монотонных движениях, деятельности.

Полезные советы

Коррекция психологического типа – долгий процесс, который требует глубокой проработки своей личности, самоанализа. Но можно использовать и простые рекомендации, которые помогут поддерживать настроение на стабильно высоком уровне.

Нужно отказаться от самокритики – она вызывает чувство вины, которое тормозит процесс эффективной работы над своим характером. Сначала нужно принять себя, отнестись к себе с искренней симпатией и уважением, и только потом пытаться усовершенствоваться.
Лабильный тип – это инфантильная особь, которой нужно сознательно вставать на путь взросления. Для этого нужно учиться нести ответственность за свои поступки

Психологи советуют каждое утро составлять план на день, которому нужно следовать, выполнив все его пункты.
Для контроля над собой важно обрести контроль и над своим телом. Полезно заниматься спортом, танцами, закаливанием

Это развивает дисциплину и помогает ощутить свою силу.
Лабильным людям необходимо отслеживать причину изменения своего настроения. Для этого нужно задавать себе вопросы: «почему я это чувствую?», «стоит ли реагировать так бурно?», «какая реакция будет красивой и правильной?».

Характер с лабильными чертами не требует серьезной коррекции, в отличие от других типажей классификации. Представители этого типа веселые, активные и спонтанные люди, которые вызывают симпатию у окружающих. Необходимо только обрести уверенность в себе и воспитать чувство ответственности за себя и свою жизнь.

https://youtube.com/watch?v=sbBauk4bRas

Понятие

Ввел понятие «акцентуированная личность» немецкий психиатр, психопатолог Карл Леонгард. Его классификация личностей имела много общего с концепцией «латентных психопатий», предложенной ранее советским ученым Петром Ганнушкиным. Однако была развита Леонгардом в самостоятельную теорию.

Свои размышления о типологии характера ученый представил в труде «Акцентуированные личности». В первой части монографии дается классификация и анализ различных акцентуаций, во второй — акцентуированные типы рассматриваются на примере героев классических произведений мировой литературы.

На первый взгляд акцентуации характера по Леонгарду схожи с расстройствами личности, что толкает на предположение о наличии связи между ними. Однако ученый лишь стремился обозначить те свойства личности, которые приносят их обладателям сложности в жизни. При описании акцентуаций Леонгард обращался к негативным проявлениям определенных черт характера в крайней, максимально выраженной форме. Поэтому его характеристика психологических типажей воспринимается как иллюстрация человеческих недостатков, болезненных паттернов поведения. Однако акцентуации по Леонгарду — все же проявление клинической нормы, пусть и в заостренной форме, поэтому не могут быть использованы в качестве психиатрического диагноза.

Психологи и психотерапевты по всему миру активно интересуются вопросами акцентуализации, так как непропорциональное развитие некоторых черт личности создает условия для формирования соответствующих психических или психосоматических расстройств.

В отечественной психологии типология Леонгарда была развита и дополнена ученым Андреем Личко, который изменил изначальный термин «акцентуированная личность» на «акцентуация характера». Ведь акцентуированная личность, по мнению советского психиатра, слишком комплексное понятие, больше соответствующее представлению о психопатии.

Таблица соответствий акцентуаций по Леонгарду и Личко.

№ п/п К.Леонгард (опросник Х.Смишека) А.Е.Личко (опросник ПДО)
1. Астено-невротический
2. Дистимический
3. Демонстративный Истероидный
4. Неустойчивый
5. Застревающий
6. Педантичный Психастенический
7. Шизоидный
8. Гипертимический Гипертимный
9.
10. Возбудимый Эпилептоидный
11. Тревожно-боязливый Сензитивный
12. Циклотимический Циклоидный
13. Аффективно-экзальтированный Лабильный истероид
14. Эмотивный Лабильный
15. Конформный
Итого 10 12

Детство

Дети с неустойчивой акцентуацией характера по Личко отличаются от остальных неусидчивостью. Они не послушны и моментами неконтролируемые.

Их можно наказывать бесчисленное количество раз

Объяснять, почему что-то делать запрещается хоть до хрипоты – всё равно не возьмут просьбы и указы во внимание

Слабо развита воля, соответственно, они не в силах заставить себя учиться, трудиться и помогать родителям с домашними хлопотами.

Хотят всё время развлекаться, веселиться и просто отдыхать. Ими легко управлять, так как достаточно трусливы. Поэтому стоит хоть немного припугнуть такого ребёнка – и он будет готов на многое, лишь бы избежать чего-то кошмарного.

Кстати, из-за трусливости и тревожности дети с неустойчивым типом характера предрасположены к фобическим расстройствам и приступам панической атаки. У них часто наблюдается заикание, энурез, неврозы и так далее.

Ищут любую возможность, лишь бы не учиться. В старшем возрасте прогуливают школу. А в первых классах могут притворяться, что плохо себя чувствуют, врут, что уже все задания сделали.

Обычно их характеризуют как детей с девиантным, а то и делинквентным поведением.

То есть, склонных совершать поступки, которые являются хулиганскими, а то и противоправными.

Рано пробуют сигареты, алкоголь, наркотики. И не потому, что им нравится вкус, состояние опьянения. Просто им хочется новых ощущений, впечатлений. Иначе жизнь кажется серой и унылой, а этого они больше всего боятся.

Сбегают с уроков и гуляют по городу, ища таких же, как они, чтобы хорошенько повеселиться. Сексуальный опыт также получают рано, одними из первых среди одногодок. Нередко оказываются знакомы и с различными извращениями.

О верности в дальнейшей жизни никакой речи и идти не может. Ничего предосудительного в изменах не видят, потому что устоять перед соблазнами совершенно не в силах.

Кстати, желание родителей контролировать каждый их шаг только провоцирует на побеги из дома. Так что в воспитании детей с неустойчивым типом акцентуаций характера следует учиться выдерживать баланс между гиперопекой и полной вседозволенностью.

Хотя, если человек уже зрелый, чрезмерный контроль наоборот, помогает вести ему нормальную социальную жизнь без аддикций и прочих проявлений девиантности. При условии, что находиться под опекой он будет буквально каждую секунду.

Теории акцентуации личностей

Первая теория акцентуаций характера была разработана Карлом Леогардом, она стала невероятно полезной и максимально соответствовала определению характера человека. Но ее применение было ограничено тем, что ответы на вопросы могли дать только взрослые люди. Поскольку ребенок или подросток в силу отсутствия у себя необходимого опыта на них ответить не может, определить акцентуацию у них крайне тяжело.

Проблему начал решать отечественный психиатр Андрей Личко. Он смог модифицировать тест Леогарда на определение характера человека независимо от его возраста. Кроме того, Личко несколько переработал характеристики типов акцентуаций, некоторые из них переименовал и ввел несколько новых типов.

Личко считал, что очень важно изучать акцентуации характера у подростков, поскольку они формируются еще в детстве и в этом возрасте проявляют себя особенно ярко. Характеристики тех или иных акцентуаций специалист расширил за счет тех или иных проявлений в детском и подростковом возрасте, а также того, как они меняются с возрастом

Этому психиатр посвятил такие свои труды, как:

  • «Подростковая наркология»;
  • «Подростковая психиатрия»;
  • «Психопатии и акцентуации характера у подростков».

Андрей Личко

В отечественной психологии большой популярностью пользуется типология характера по А. Е. Личко. Это отечественный психиатр, доктор медицинских наук. Он родился в Ленинградской области в 1926 году. Выпускник Ленинградского медицинского института имени Павлова. В сфере его научных интересов были лечение и диагностика психических расстройств в подростковом возрасте.

Собственную типологию личностей он создал, опираясь на работу Леонгарда и своего соотечественника Петра Борисовича Ганнушкина. Популярной была его монография «Психопатии и акцентуации характера у подростков», которая увидела свет в 1977 году. Фактически до сих пор она остается настольной книгой для отечественных психологов и психиатров.

Большое внимание уделял популяризации науки. Он был ответственным секретарем в редакционной коллегии «Журнала эволюционной физиологии и биохимии», редактировал «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В

М. Бехтерева»

В. М. Бехтерева».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector