Лечение заикания у взрослых
Содержание:
Симптомы
Фото: detki-pogodki.ru
Существуют две клинические формы заикания: невротическая и неврозоподобная. У каждой из этих форм есть свой механизм образования недуга и свои симптомы проявления.
Так, например, существуют дети, склонные к развитию невротической формы заикания.
В этом случае родители замечают, что их дети становятся робкими, тревожными, обидчивыми, раздражительными, плаксивыми. У таких малышей резко меняется настроение, чаще в сторону понижения (без видимых на то причин). Нарушается сон, дети плохо засыпают, боятся спать с выключенным светом.
Психическое, физическое и умственное развитие детей не нарушается, соответствует возрасту. Однако становление речи происходит несколько ранее, чем у остальных детей. К 10 месяцам жизни появляются первые слова, к 16-18 месяцам произносятся первые фразы. Через 2-3 месяца после становления фразовой речи появляются первые сложные предложения и речевые конструкции.
В случае развития заикания, которое, как правило, возникает в возрасте от 2 до 6 лет, ребенок может разговаривать без запинок (светлый промежуток), затем появляются периоды заикания. Это возникает вследствие какой-либо психической травмы, которая может спровоцировать мутизм (ребенок перестает отвечать на вопросы, разговаривать), после которого появляются заминки в речи.
Еще одна причина, которая способствует развитию невротической формы заикания, это раннее введение второго языка общения. Некоторые дети в силу индивидуальных особенностей не всегда успевают к должному возрасту овладеть родным языком, тогда раннее введение второго языка будет являться стрессом для ребенка.
Данная форма заикания хорошо поддается лечению, если родители своевременно обращают внимание на симптомы и обращаются за помощью к врачу. Но возможен переход заболевания в хроническую форму
В этом случае дети, понимая свой недуг, начинают замыкаться в себе, неохотно вступают в разговоры, поскольку не желают произвести неблагоприятное впечатление на окружающих. Развивается логофобия- навязчивый страх перед речью, связанный с заиканием.
У взрослых также имеется логофобия. Такие люди чувствуют себя социально неполноценными, выбирают профессии с минимальным общением, склоны к одиночеству, так как имеющийся недуг вызывает страх перед общением с другими людьми.
Для детей, склонных к неврозоподобной форме заикания, характерно отставание от сверстников в физическом развитии. У таких детей появляется нарушение координации движений, возникает задержка развития речи (позже начинают говорить, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь, построение сложных предложений дается с трудом).
Такие дети легко раздражимы, плаксивы, плохо переносят духоту и жару, у них нарушается сон.
Заикание неврозоподобной формы проявляется в возрасте 3-4 лет. Изначально дети разговаривают с запинками, которые постепенно нарастают (становятся чаще и длиннее), а «светлый промежуток» (когда ребенок разговаривает без запинок) укорачивается. Затем в речи ребенка появляются лишние слова и фразы, которые не несут смысловую нагрузку. Изменяется темп речи: он становится либо ускоренным, либо замедленным . Помимо этого, могут возникнуть судороги мимической мускулатуры лица или рук.
Так как неврозоподобная форма заикания связана с органическим поражением головного мозга, к имеющимся симптомам присоединяются такие симптомы, как снижение памяти и работоспособности, повышенная утомляемость, гиперактивность, головные боли.
У взрослых хроническая форма неврозоподобного заикания сопровождается судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь такого человека часто сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища из стороны в сторону. Общение с другими людьми утомительно воздействует на человека, из-за этого он не в состоянии долго поддерживать беседу, часто отвечает односложно.
Кроме этого, часто наблюдается снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.
Рекомендации для родителей
Если вы заметили запинки в речи вашего ребёнка, не тревожьтесь и внимательно изучите проблему: обратите внимание на окружение ребёнка, семейные отношения и собственную речь. Наши рекомендации помогут вам действовать так, чтобы не дать проблеме закрепиться или сгладить последствия
Важно обратить внимание на особенности вашего общения с ребёнком:— говорите доброжелательно— смотрите ребёнку в глаза— хвалите и называйте ласковыми словами— говорите чуть медленнее и спокойнее, чем обычно
Измените вопросы — сколько вопросов в день вы задаёте ребёнку.Чаще всего много и некоторые из них нужно исключить. Не задавайте такие вопросы: «Что ты делаешь?», «Как ты себя ведёшь?», «Как настроение?»
Избегайте альтернативных вопросов: «Ты пойдёшь на горку или на качели?».Лучшие вопросы:— на которые можно коротко ответить да или нет;— вопросы с простым контекстным ответом: «Кто пришёл домой?», «Что у тебя в руке?», «Что папа делает?»
Читайте книги перед сном каждый день, без выходных.Главная цель — научить ребёнка слушать плавную речь
Не нужно одновременно разучивать с ним стишок или просить «Покажи ворону!».По времени читайте ровно столько, сколько ребёнок готов слушать. Подбирайте такие книги, которые нравятся вам, в первую очередь. Всегда читайте с интересом и удовольствием.
Каждый день занимайтесь с ребёнком каким-нибудь продуктивным видом деятельности: собирайте конструктор,пирамидку, кубики, лепите из пластилина, рисуйте. Обязательно озвучивайте свою деятельность: «Мы возьмём красный кубик и поставим его на синий. Как красиво получается! Где же зелёный кубик? Вот сюда мы поставим конус».
Никогда не фиксируйте внимание ребёнка на запинках. Не просите его остановиться и сказать «как надо». Это может снизить мотивацию к общению, потому что дети рано осознают, что не могут что-то сказать. Лучше отмечайте его успехи: «Как хорошо ты сейчас сказал!», «Мне нравится слушать твой голос!», «Какое интересное слово!», «Как здорово, что ты рассказал мне про школу!»
Избегайте обеспокоенности во взгляде — радуйтесь общению с вашим ребёнком, говорите и слушайте с удовольствием. Это поможет вам сформировать речевую уверенность и сохранить непосредственность и спонтанность речи ребёнка.
Если запинки в речи повторяются ежедневно, нужно ограничить общение с другими детьми на некоторое время. Лучше всего несколько недель или пару месяцев посидеть дома и не посещать детский сад, не ходить в гости и исключите зрелищные мероприятия.
Надеюсь, рекомендации окажутся полезными!
Логопед Анастасия.
Загрузка …
Причины
На сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания. Первый возникает у детей с дефектом нервной системы. Причины такого заикания: наследственная предрасположенность, травма при родах, тяжело протекающая беременность матери, частые болезни в первые годы жизни. Внешне ребенок кажется вполне здоровым и умным, вот только заикается. А при неврологическом обследовании у таких детей находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность.
Второй тип заикания возникает у детей с изначально здоровой нервной системой. Заиками они становятся в результате неврозов, вызванных сильным переутомлением и стрессами. Причины невротичного заикания могут быть самыми разнообразными: испугала неожиданно упавшая со шкафа кошка, перетрудился, заучивая по просьбе родителей непомерно большое количество стихов, расстроился из-за болезни дедушки. Разумеется, не каждый ребенок после просмотра фильма о Фредди Крюгере станет заикаться, но впечатлительный и нервный — вполне. При таком типе заикания дефект речи может усиливаться при эмоциональном возбуждении и нервно-психическом напряжении.
Существуют и экзотические причины заикания. Бывает, что ребенок начинает заикаться, чтобы стать похожим на заикающегося родственника или знакомого. А некоторые дети навсегда становятся заиками, после того, как их в принудительном порядке переучат из левшей в правшей.
На заикание может быть похоже такое нарушение речи как скандированная речь, при которой больной говорит то быстро, то медленно, то громко, то тихо — такой выговор характерен для заболевания мозжечка и иначе называется речевой атаксией. Истинное заикание усиливается при волнении, ослабевает в спокойной обстановке, заикающиеся люди хорошо поют.
Логоритмика
Лечение заикания у подростков при помощи логоритмики направлено на улучшение речевой ритмики и создание плавной, выразительной речи. Упражнения влияют на дыхание, движения, сенсорику и речедвигательную сферу. Также подобные занятия положительно влияют на эмоционально-волевые качества пациента, делают его более активным.
Во время занятий ребенок совершает движения, при этом ритмично произносит какие-либо звуки.
Для занятий нужна музыка — с разным темпом (быстрый, умеренный, ускоренный, замедленный, стремительный), который помогает ребенку быстро переключиться с одного типа движения на другой. А также необходим речевой материал — скороговорки, ритмичные предложения.
Примерная программа может быть такой:
- вводные упражнения — ходьба для умения контролировать движения, умения ходить в разном темпе;
- распевание для разработки речевого дыхания, координации пения с движениями рук;
- пение и его координация с ходьбой — направлено на развитие ритмического слуха, внимания, понимания характера и темпа музыки;
- упражнения на координацию напевной речи с движениями — ребенок учится управлять своими мышцами;
- прослушивание музыки, упражнения для стимуляции музыкальной памяти;
- игровые упражнения для выработки эмоциональности и стимуляции образности мышления;
- заключительное упражнение спокойного характера.
А можно произносить скороговорки: сначала короткие (в течение 2 недель), постепенно выбирая более сложные и длинные, с труднопроизносимыми звуками и словами.
Подходы при лечении невротического и неврозоподобного заикания
В этой статье мы рассмотрели особенности двух форм заикания. При обеих формах заикания требуется комплексная терапия. Она включает в себя логопедический массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, речевые тренинги, посещение музыкальных занятий и курсов ораторского мастерства. Однако акценты лечения при невротической и неврозоподобной формах будут расставлены по-разному.
При неврозоподобной форме заикания акцент будет сделан на устранение или ослабление физиологических нарушений: речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи. Невротическое заикание требует упора на психологической работе по устранению страха речи.
Лечению всегда должно предшествовать тщательное исследование, чтобы установить, какой именно формой заикания страдает пациент. Ставить диагноз и подбирать тактику лечения может только грамотный специалист с медицинским образованием.
Причины появления судорог в нижних конечностях ночью
Рассмотрим основные причины появления судорог в ногах именно ночью:
- Физиологические причины: спазм мышц нижних конечностей связан в основном с образом жизни человека. Провокацией может послужить как не тренированность мышц, так и чрезмерное напряжение мышц, например у спортсменов. Основные физиологические факторы:
- плоскостопие;
- заболевания позвоночника;
- ношение неудобной обуви;
- застарелые травмы и воспаления суставов нижних конечностей;
- постоянно находитесь в положении сидя без движения;
- алкоголь, курение и чрезмерное употребление кофе;
- жесткие диеты;
- повышенное употребление поваренной соли;
- обезвоживание.
В нашей клинике Вы можете записаться на консультацию к травматологу-ортопеду, который проведет тщательный осмотр и диагностику на предмет возникновения судорог в ногах, исключив или подтвердив наличие заболевания опорно — двигательного аппарата, приводящего к ночным спазмам в нижних конечностях.
- Нарушение электролитного обмена: микроэлементы играют ведущую роль в передаче нервного импульса к клеткам мышечной ткани и напрямую отвечают за процесс сокращения. Недостаточное содержания в крови калия, магния, и кальция приводит к спазмированию мышцы и боли в ногах ночью. Не только недостаток микроэлементов может привести к возникновению судорог, но и недостаток витамина Д (влияет на усвоение кальция) и витаминов группы В (активно участвуют в работе нервной системы).
- Соматические заболевания: выделяют ряд заболеваний, которые напрямую приводят к возникновению судорог в ногах ночью, это:
- сахарный диабет
- атеросклероз артерий нижних конечностей;
- варикозное расширение вен нижних конечностей;
- заболевание почек;
- цирроз печени;
- гипертоническая болезнь;
- гипотериоз;
- анемия.
- Применение медикаментозных препаратов таких, как:
- диуретики;
- стероидные гормоны;
- статины;
- бета-блокаторы;
- иммунодепрессанты;
- средства для лечения ВИЧ.
Бесконтрольное и долгосрочное применение лекарственных препаратов приводит к появлению ночных судорог у пациентов. Нельзя применять медикаментозные препараты без врачебного контроля.
- Неврологические заболевания: чрезмерная активность ЦНС при невропатиях приводит к непроизвольному сокращению мышц и является порой единственным клиническим проявлением болезни на ранних этапах. К таким патологиям относят:
- болезнь Паркинсона;
- рассеянный склероз;
- миотония;
- радикулопатия;
- невропатия (часто туннельный синдром). и т.д.
Необходима консультация невролога. Чем раньше будет диагностировано заболевание, тем быстрее начнется лечение и устранение болевых симптомов. Не занимайтесь самолечением, специалист нашей клиники соберет полный анамнез, проведет всю необходимую диагностику и назначит комплексную терапию.
Диагностические методы исследования:
Необходимо понимать, что надо устранить первопричину возникновения судорог в ногах по ночам. Соответственно, вся диагностика направлена на поиск причины возникновения спазма мышц нижних конечностей. Необходима консультация специалистов:
- невролога;
- травматолога-ортопеда;
- мануального-терапевта;
После детально собранного анамнеза доктор может назначить следующие исследования:
- общий анализ крови;
- биохимический анализ крови + исследование электролитов + исследование витаминов группы В и D;
- ультразвуковое исследование нижних конечностей с доплерографией;
- КТ головного и спинного мозга;
- электромиография и т.д.
Лечение судорог в нижних конечностях
Основное лечение судорог в ногах, возникающих по ночам, направлено на устранение причин, вызванных основным заболеванием. Существует комплекс мероприятий, направленный на облегчение болевого симптома и уменьшение регулярности возникновения спазма, особенно у пожилых людей. Необходимо проводить профилактические мероприятия направленные на увеличение физической двигательной активности, но обязательно помнить, что физическая нагрузка должна добавляться постепенно. Используются следующие методы профилактики и лечения такие, как:
- комплекс упражнений ЛФК;
- профилактический и лечебный массаж нижних конечностей;
- рациональное сбалансированное питание;
- теплые ванны и массаж перед сном;
- прогулки на свежем воздухе и т.д.
Медикаментозное лечение для устранения неврологических и соматических заболеваний, назначается строго лечащим врачом.
В медицинском центре “Свобода движения” Вам гарантировано окажут высокопрофессиональную специализированную медицинскую помощь, проведут необходимые диагностические исследования и назначат квалифицированное лечение. Записаться Вы можете по телефону: +7 (495) 212-08-81 Мы находимся по адресу: Москва, Куркинское шоссе, д. 30
Причины
Мы перечислим самые распространённые причины появления заикания у детей возрастом от 3 до 5 лет. Данная патология может возникать по целому ряду причин, быть врожденной или приобретенной.
К врожденным факторам развития дефекта относят:
- Разного рода патологии при беременности и вынашивании плода (кислородное голодание, инфекционные процессы и др.).
- Проблемы во время родового периода (травмы, ранние роды и др.).
- Генетическую предрасположенность по одной из линий родства.
- Индивидуальные особенности личности, особенности нервной системы (преобладания процессов возбудимости, гипертревожность).
Приобретенное заикание провоцируется:
- Шоковая травма. Смерть одного из родителей или значимого близкого. Хронический стресс.
- Психологическая травма. Физическое или психологическое насилие. Буллинг. Унижение со стороны сверстников или в семье.
- Физиологическими процессами. Особенности развития полушарий головного мозга ребенка, данная причина может быть исключительно возрастной особенностью и решиться сама собой в ходе взросления ребенка.
- Перенесенные заболевания. Одной из причин нарушения речи также может стать с перенесенные инфекционные заболевания (менингит, энцефалопатия и т.д.). Сезонные заболевания ОРВИ, грипп и другие заболевания верхних дыхательных путей. Речь также может нарушиться по причине разного рода травм, ушибов, сотрясений вследствие падения или аварий. Диагностированный сахарный диабет, также может стать причиной возникновения заикания у детей.
- Ложное заикание. Такого рода заикания может стать наследование данного симптома от одного из близких. При этом истинных патологий у ребенка может не быть. Данный вид заикания особенно характерен для маленьких детей которые находятся в возрасте научения речи через копирования.
- Попытки переучить ребенка леворукости. Попытки насильно обучать леворукого ребенка писать правой рукой могут вызвать сильные нарушения в речи ребенка. Дети пишущие левой рукой достаточно ранимы и ранимы.
- Тревожная обстановка дома. Созерцание конфликтных ситуаций между членами семьи, может негативно сказаться на нервной системе ребенка, как следствие вызвать нарушение речи в форме заикания.
- Авторитарное воспитание. Нарушение личных границ ребенка, физические наказания и запугивание ребенка часто вызывают логоневроз.
- Умственное переутомление. Задачи сверх сил ребенка, без учета возрастных возможностей ребенка, как физических так и психических. Преобладание учебной деятельности над игровой. Переизбыток кружков секций, отсутствие времени и свободного пространства для самоорганизованной ребенком деятельности.
- ·Нарушение режима сна, недосып.
Среди причин заикание есть ещё ряд психосоматических факторов вызывающих заикание:
- · Истерический тип: резкая смена условий в социальной ситуации (например в семье все разрешали делать все что захочет, а пойдя в детский сад, ребенок столкнулся с запретами, ограничениями и правилами);
- Неврастенический тип: унижение личности и особенностей ребенка, отсутствие похвалы, сравнивание с другими детьми;
- Психастенический тип: гиперопека родителей, обесценивание и отсутствие веры в ребенка, что он справиться и у него получиться, могут также привести к нежеланию говорить и сильным нарушениям в речи ребенка.
Как перестать заикаться при разговоре и волнении: 3 совета
Совет № 1: притормози
Один из наиболее эффективных способов остановить заикание — говорить медленно. Спешка с завершением мысли может привести к удлинению звуков, ускорению речи или затруднению произнесения слов.
Несколько глубоких вдохов и медленная речь помогут справиться с заиканием, вызванным стрессовой обстановкой.
Совет № 2: практикуйся
Попроси близкого друга или члена семьи посидеть с тобой и поговорить. Практика речи в безопасной обстановке может помочь тебе чувствовать себя более непринужденно с самим собой и тем, как звучит твоя речь.
Общение с другими людьми, которые заикаются, также может быть полезным. Они могут дать тебе несколько подсказок о том, что помогает им во время публичных выступлений или при общении в компании.
Совет № 3: обратись к специалисту
Если нарушение речи мешает тебе полноценно коммуницировать с окружающими, не бойся обратиться за помощью к логопеду. В этом нет ничего стыдного, и, следуя советам врача, ты сможешь побороть возникшую проблему быстрее и эффективнее. Не исключено, что благодаря этому ты сможешь перестать заикаться навсегда.
Особенности неврозоподобной формы заикания
Эта форма заикания обусловлена генетической предрасположенностью, а также осложнениями во время беременности и родов, угрозами выкидыша, асфиксией.
Как правило, неврозоподобное заикание проявляется у детей в возрасте 3-4 лет без видимых внешних причин.
Дети этой группы в первые годы жизни беспокойны, капризны, невнимательны, быстро устают. Также при неврозоподобной форме заикания наблюдается задержка речевого развития, первые слова такие дети начинают произносить к 1,5 годам. Фразовая речь развивается только к 3 годам, этот момент обычно и совпадает с началом проявления неврозоподобного заикания.
Характерная особенность этой формы — постоянство в проявлениях заикания вне зависимости от ситуации. Речевые нарушения часто сопровождаются нарушениями также и в координации, моторике, мимике, артикуляции.
Проявления
Нет одного определенного симптома, который бы мог охарактеризовать расстройство. В сознании большинства заикание проявляется как ритмичное повторение отдельных звуков или слогов. Например, м-м-м-ма-ма. Однако это не единственный симптом заболевания.
К проявлениям лалоневроза относят и чрезмерное растягивание речевых единиц, длительные паузы во время разговора, проглатывание слов. Человек может испытывать нерешительность в высказываниях, трудности в произношении слов.
Нередко лицо заикающегося человека искажают гримасы и тики. Это своеобразная попытка справиться с ненавистным дефектом.
При спазмах дыхательной мускулатуры больной испытывает проблемы с дыханием. Возникает чувство, как будто он задыхается.
Несостоятельность речи приводит к психическому дисбалансу. Такие люди отличаются нервозностью и агрессивностью, дети замкнуты, избегают общения, опасаясь насмешек со стороны сверстников. Ребенок отказывается ходить в детский сад, не желает играть с другими детьми. У него нарушается сон и аппетит.
Не стоит думать, что нарушенная речь не влечет за собой никаких последствий. Это совсем не так. Если вовремя не заняться проблемой малыша, то в итоге можно получить:
- задержку психического развития;
- проблемы с усвоением знаний и обучением в школе;
- энурез;
- нарушение работы ЖКТ;
- акцентуации характера, неврозы;
- по мере взросления – трудности с получением профессии и дальнейшим трудоустройством.
Нередко заикание провоцирует формирование фобий и защитных ритуальных движений. Среди возможных фобических вариантов выделяют логофобию – боязнь разговаривать, социофобию – боязнь людей, ведущая к социальной изоляции, глоссофобию – боязнь публичных выступлений.
Люди с логоневрозом вырабатывают для себя систему защитных ритуалов. Среди учеников распространены касание лба ладонью – признак напряженного мышления, сдавливание пальцами крышки стола. У взрослых при общении с начальством наблюдается:
- топтание с ноги на ногу;
- касание мочки уха;
- похлопывание рукой по бедру.
Кроме этого, у больных формируются ритуалы по типу навязчивых действий: постучать по дереву, обернуться 3 раза вокруг своей оси.
Мальчик, 11 лет. Диагноз: «Заикание, тяжелая степень, смешанная форма. Ритуальные движения. Логофобия». Воспитывался мнительными, гиперопекающими родителями. Несмотря на то, что одноклассники относились к нему хорошо, чрезмерно переживал по поводу своего заикания, опасался, что станет объектом насмешек.
Ребенок отличается повышенной педантичностью по отношению ко всему, что касается школы, и тревожностью. Постоянно беспокоится по поводу своего и родительского здоровья.На фоне заикания у него появились навязчивые ритуалы, обращенные в целую систему. Так, перед уходом в школу ему необходимо дернуть 3 раза пуговицу на своей одежде, после этого трижды постучать и в окончании переступить с ноги на ногу. Если ритуал был прерван, ребенок начинает последовательность заново. Мальчик утверждает, что это позволяет снять напряжение, и он меньше беспокоится по поводу своего дефекта.
В случае с заиканием следует знать, что чем быстрее будет начата терапия, тем выше шансы на выздоровление. Коварство расстройства заключается в том, что оно склонно к рецидивированию.
Так, молодой человек утверждал, что ему удалось избавиться от логоневроза за 1,5 месяца. Обрадовавшись, он прекратил занятия, и расстройство возвратилось через некоторое время. Тогда парень понял, что заболевание не такое уж и простое, и требует тщательного, вдумчивого подхода. Впоследствии он создал сайт для людей с заиканием zaikanie.com, призванный помочь нуждающимся преодолеть этот неприятный недуг.