Лечение заикания у детей

Как лечить

Лечение проводится совместно с психологом, неврологом и логопедом.

Обязательной составляющей терапии являются занятия с логопедом. Специалист подбирает индивидуальную схему коррекции заикания. Сначала нужно устранить старый речевой стереотип: быструю прерывистую речь, повторение слов и слогов. Логопед учит малыша расслабляться, чтобы сформировать навык плавной речи. Таким образом создается новый речевой стереотип. В дальнейшем он закрепляется упражнениями с повторением звуков, слогов, слов, предложений и целого текста.

Если причиной является хроническая травмирующая ситуация — необходимо ее устранить. С ребенком занимаются психолог или психотерапевт. Проводятся сеансы психотерапии, психокоррекция, арт-терапия, музыкотерапия. Эти методы помогают расслабиться, меняют отношение маленького пациента к своему состоянию. Они также являются профилактическим средством от вторичных речевых нарушений.

Логопед учит малыша расслабляться, чтобы сформировать навык плавной речи.

Важно мотивировать у ребенка, чтобы у него было желание заниматься. Так он будет больше стараться

Когда причиной невротической формы заикания у детей являются конфликты в семье, показано семейное консультирование и терапия всем членам семьи. Родственникам необходимы выработать навык самообладания, ведь для выздоровления ребенку нужна благоприятная и спокойная домашняя атмосфера. Окружающим также необходимо следить з своей речью: она должна быть понятной, спокойной, с доброжелательным тоном.

Родителям нужно понять, что лечение не ограничиваются кабинетом логопеда. Дома тоже нужно заниматься с ребенком. При этом нужно обязательно учитывать эмоциональное состояние малыша.

Проблемы по части неврологии решаются медикаментозными препаратами: седативными средствами, ноотропами, витаминными комплексами. Врач может назначить физиотерапию, массаж, рефлексотерапию.

В сложных случаях показана гипнотерапия.

Упражнения при невротическом заикании

Количество занятий и их длительность зависят от возраста ребенка и степени тяжести патологии. Обычно сеанс длится 15 – 20 минут.

Комплекс начинается с разминки — дыхательной гимнастики с целью увеличения объема выдыхаемого воздуха, чтобы малыш мог строить длинные фразы:

  1. Малыш лежит на спине и животом изображает море — делает вдох через нос, надувает животик, выдыхает через трубочку. Упражнение нужно сделать три раза;
  2. Ребенок дует на воду в стакане через трубочку, изображая шторм, аквалангиста или кипение воды;
  3. В тазик с водой запускаются кораблики — сделанные из бумаги, или роль корабликов могут выполнять любые игрушки. Нужно дуть на кораблики, чтобы они доплыли до другого края тазика.

Упражнения можно дополнить произношением слов или предложений. При этом вы произносите слова, и просите малыша делать то же самое. Говорите медленно и соблюдайте ритм.

Следующее упражнение — «эхо». Вы произносите слово, ребенок за вами повторяет.

Полезны для развития речи отгадывание загадок, составление устных рассказов по рисунку, разучивание песен. К слову, пение позволяет добиться плавного произношения. Его рекомендуют использовать в повседневной жизни. Например, какое-то слово кажется вам трудным в произношении. Попробуйте его пропеть: пение снимает спазм и вы заметите, что легко произносите слово.

Положительно сказываются рисование, лепка, плетение, оригами. Известно, что мелкая моторика связана с речью. Даже здоровым малышам рекомендуют такие занятия. А деткам с невротическим заиканием они помогут улучшить координацию и артикуляцию.

Лечение

Терапия заикания у детей начинается с определения причины дефекта. Для этого малышей ведут на прием к неврологу. Если специалист выявляет нарушения в работе нервной системы, назначается медикаментозное лечение.

При отсутствии органических нарушений в бой вступает логопед.

Особое внимание уделяется мышечному тонусу. В отдельных случаях выявляются мышечные спазмы, мешающие передаче нервных импульсов

Они возникают как результат травмы в родах и чаще носят эмоциональный характер, становятся результатом негативных эмоций, нервного напряжения. Практически у всех детей-заик выявлено спазмирование мышц шеи, плечевого пояса, живота. На этом фоне голова слегка выдвинута вперед. Чтобы убрать мышечные зажимы, прибегают к помощи миотерапии.

При логоневрозе психологического генеза, кроме логопедической помощи, привлекают психотерапию. Специалист выявляет скрытые страхи маленького пациента. Проводит разъяснительную работу, помогая преодолеть сковывающие убеждения.

Когда причина заикания кроется в семейных отношениях, проводят семейную психотерапию. После того как психотерапевт проработает успешно с малышом причины расстройства, эстафету передают логопеду.

В своей деятельности логопед применяет артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. Он также прибегает к особой технике – режим молчания. В течение 5–6 дней дети общаются с логопедом, между собой (в случае групповых занятий) бессловесно, посредством игр, специальных сигналов. Получается игра в молчанку с лечебным эффектом. Чтобы не соблазнять детей общением, малышей разобщают, определяя каждому свою деятельность: один играет куклой, другой катает машину, третий рисует.

Такая методика носит и развивающий характер. Детям предлагают сложить в корзину предметы красного цвета. Или показывают изображенный в книге транспорт, дают команду запомнить, дополнив, что через пару дней малышам придется вспомнить, какой транспорт они видели. Кто назовет больше наименований, тот и выиграл.

Для родственников режим молчания предполагает разговор с маленьким больным жестами или шепотом. «Нет» – мультикам, новым игрушкам, развлекательным мероприятиям. Размеренность в совмещении с покоем. Категорически запрещается вовлекать больного в конфликтные ситуации. Просмотр взрослыми телевизора в присутствии малыша также запрещен. Делают упор на развитие мелкой моторики.

От родителей требуется соблюдения некоторых правил:

  • поддерживать режим дня, чтобы малыш не переутомлялся;
  • создать спокойную, уютную атмосферу в доме;
  • с детьми разговаривать тихо, спокойно, без повышенных тонов. Резкие движения не применять;
  • контролировать разговор логоневротика – не спеши, говори спокойно, размеренно;
  • проявлять интерес к детской речи. Окружить деток заботой, лаской, поддерживайте тактильный контакт. Меньше критики, больше похвалы;
  • осуществлять занятия под музыку, совмещая речь с танцевальными движениями.

Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, дезадаптацию в коллективе. Таковы последствия беспечного, попустительского отношения к проблеме.

Вовремя начатое лечение творит чудеса: чем раньше, тем лучше. Нужна благоприятная атмосфера и поддержка маленького больного. Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения.

Лечение шизофрении в домашних условиях

Если вы заметили у кого-то из своих близких людей тревожные симптомы шизофрении, то не стоит пытаться лечить его самостоятельно. Без использования особых лекарственных препаратов болезнь будет быстро прогрессировать, что приведет к полнейшей деградации личности больного человека. Обязательно обратитесь в специализированное медицинское учреждение за квалифицированной помощью.

Не стоит опасаться того, что близкий вам человек навсегда получит клеймо «псих». Сегодня лечение людей с психическими проблемами проводится в режиме полной конфиденциальности, а нахождение в больнице можно сравнить с отдыхом в пансионате. В современных клиниках создаются комфортные условия, способствующие скорейшему выздоровлению душевнобольных людей.

Лечение шизофрении в домашних условиях возможно в том случае, если больной прошел курс интенсивной терапии в стационаре. После стабилизации его состояния, врач может назначить курс лечения, которое можно проводить дома. Кроме приема медикаментов и посещения психотерапевта, восстанавливающая терапия включает:

  1. Нормализацию питания. Во время приступов болезни шизофреник испытывает сильнейшее нервное напряжение, в результате которого он резко теряет вес. Для борьбы с болезнью необходимо иметь силы, а для этого необходимо полноценно питаться. Ежедневный рацион должен включать в себя полезные продукты, позволяющие организму получать все необходимое для нормального функционирования.
  2. Полноценный сон. Каждому человеку необходимо высыпаться, ведь только так нервная система может отдохнуть. Принято считать, что спать нужно 8 часов в сутки, но некоторым из нас достаточно 5-6 часов, а кому-то может потребоваться 12 часов. Поэтому спать нужно столько, сколько необходимо вашей нервной системе для восстановления. Люди, страдающие шизофренией, часто испытывают проблемы с засыпанием. Их могут мучить кошмары или попросту им жаль тратить время впустую, ведь у них есть столько «гениальных» идей. Но спать нужно, поэтому можно принимать лекарства, помогающие уснуть.
  3. Полезны будут занятия йогой. Но упражнения нужно выполнять под руководством тренера при отсутствии противопоказаний.
  4. Восстановить нервную систему помогут занятия спортом. Людям, страдающим шизофренией, лучше всего подойдет посещение бассейна. Вода успокаивает нервную систему и помогает расслабиться телу. К расслабляющим средствам можно отнести солнечный свет и свежий воздух. При сочетании всех этих составляющих можно добиться хороших результатов. Но не стоит забывать о правилах безопасности во время приема солнечных и воздушных ванн, а также при посещении бассейна.

Лечение шизофрении, прежде всего, направлено на то, чтобы помочь человеку вернуть контроль над своим сознанием. Психотерапевт может научить больного соответствующим методикам, но успех, в большей степени, зависит от самого человека. Индивид, страдающий легкой формой шизофрении, может помочь себе усилием воли, но в тяжелых случаях это практически невозможно.

На развитие чувства ритма

Логопедическая ритмика подразумевает двигательные упражнения, преследующие разные цели.

Нормализация мышечного тонуса

Подходящие упражнения: свободное качание рук вперед-назад, в стороны, чередование напряжения и расслабления рук.

Ритмизация движений

Используются ходьба, хлопанье и постукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, пропевание слов и слогов. Пример: прохлопываем песенку «Петушок, петушок, золотой гребешок».

Эффективно использовать активные упражнения под музыку с проговариванием речевых заданий. Например, ученики произносят текст и сопровождают его движениями: «Над нами дуб высокий (руки в стороны), над нами сосны, ели (наклоны влево-вправо), головами зашумели (хлопок)».

Причины заикания у подростков

В основном патология появляется в детском возрасте: в 3 – 4 года. Если диагностируется заикание у подростков или взрослого человека, это значит, что не была проведена коррекция в свое время или она была неадекватной. Но бывают и такие случаи, когда патология появляется впервые в подростковом возрасте, а до этого речь нормальная.

В тех случаях, когда патология впервые появляется у подростков, это случается по нескольким причинам:

  • генетическая предрасположенность, когда имеются нарушения в функционировании нервной системы, при воздействии провоцирующих факторов они приводят к заиканию или другим речевым расстройствам;
  • неврологическая патология;
  • наличие других дефектов речи, при этом нарушение может быть незначительным и не мешать подростку, но вызывает страх и спазмы;
  • непростые отношения в семье, школе, компании;
  • конфликты, стрессы;
  • непомерные нагрузки на подростка — как физические, так и психологические: сложная учебная программа, контрольные, зачеты, экзамены;
  • неблагоприятная обстановка — неблагополучная семья, дефицит внимания со стороны родителей, их безразличие к ребенку;
  • противоположная ситуация — слишком высокие требования, предъявляемые родителями, давление и ожидание от него отличной учебы, хороших результатов во всех сферах. При этом родители не учитывают особенности развития своего ребенка, его характер и способности;
  • травмы центральной нервной системы — при рождении или после;
  • инфекционные заболевания, интоксикации, эндокринные нарушения, при которых страдает головной мозг, особенно если они протекают тяжело;
  • судорожные реакции.

Какая бы ни была причина, заикание — не просто речевой дефект. В большинстве случаев это нарушение функционирования нервной системы с множеством последствий. Поэтому устранение заикания у подростков — комплексная задача, в решении которого принимают участие несколько специалистов: логопед-дефектолог, невролог, психолог или психиатр.

Другие виды классификаций

Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:

  1. Нарушения может выявить только специалист.
  2. Проблемы речи заметны окружающим, однако речь понятна.
  3. Ребенка способны понять только люди из его ближайшего окружения.
  4. Речь отсутствует вовсе или она непонятна даже близким ребенка.

Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.

В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата. 

Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:

  • спастико-паретическая – при ведущем синдроме спастическом параличе;
  • спастико-ригидная – синдромы спастический паралич и ригидность;
  • гиперкинетическая  – гиперкинезы;
  • атактическая – атаксия;
  • спастико-атактическая – спастический паралич и атаксия;
  • спастико-гиперкинетическая – спастический паралич и гиперкинезы;  
  • спастико-атактикогиперкинетическая – спастический паралич, атаксия, гиперкинезы;
  • атактико-гиперкинетической – атаксия и гиперкинезы.  

Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой. 

Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика. 

Средняя степень — непосредственно дизартрия (выраженная), характеризуется явными нарушениями речи, она становится невнятной, смазанной, но в целом остается понятной для окружающих. 

При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.

Симптомы заикания у детей.

Внешние проявления дефекта речи могут отличаться в зависимости от причин и степени тяжести логоневроза. Но почти во всех случаях есть некоторые общие признаки:

  • Запинки в речи и длинные паузы между словами, слогами и буквами.
  • Речевые судороги клонические, тонические, смешанные. Возникновение клонических судорог чаще всего наблюдается в начале формирования логоневроза. Характеризуется повторением первых буквы или слогов в словах.
  • Нарушение темпа дыхания. Дыхательные у заикающихся детей всегда поверхностные, прерывистое.
  • Искажение в  интонации речи. Наличие судор, запинок часто приводят к нарушениям интонационным нарушениям в речи ребенка.
  • Монотонная, невыразительная, не эмоциональная речь.
  • Судороги и спазмы при произношении, чаще всего возникают  в начале или середине слова слова.
  • Затянутые паузы между звуками в середине слова, растягивание звука.
  • Нервные тики при произношении.
  • Нарушение сна, появление ночного энуреза, нарушение аппетита и пищеварения.

К сопутствующим симптомам заикания относятся:

  • повышенная тревожность;
  • навязчивое беспокойство;
  • моторные и речевые тики;
  • спастика мышц лица.

Наличие всех этих проявлений, вызывает избегающее поведение у ребенка — он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться.

Описание

Заикание (логоневроз) — это сложное речевое нарушение, при котором речь теряет плавность, появляются неоправданные заминки, сбивчивость, происходит непроизвольный повтор слов или звуков, человек ощущает затруднения в использовании устной речи.

Вербальное общение занимает одну из главных ролей в коммуникациях между людьми. Часто нарушить взаимопонимание и полноценный обмен информацией способно заикание, которым страдают около 3-5% людей. Сравнительно немного, но для заик и их окружения это становится серьезной проблемой и препятствием в общении. Вопреки расхожему убеждению заикание не недостаток, а болезнь, которая в большинстве случаев успешно лечится.

Заикание бывает двух видов — неврозоподобное и невротическое. 

  1. Невротическая форма заболевания носит функциональный характер, то есть нет нарушения мозговых структур. Поэтому данная форма поддается лечению лучше. Может возникать вследствие стрессовых ситуаций или из-за раненного введения второго языка общения (в 1,5-2 года).
  2. Неврозоподобная форма заболевания поддается лечению намного труднее, так как имеются органические поражения головного мозга. Возникает в том случае, если имелась родовая травма, была угроза выкидыша или беременность матери протекала с тяжелым токсикозом.

Характеристики недуга:

  • Частый повтор либо пролонгация (удлинение) отдельных звуков, слогов, слов. 
  • Нарушение ритма, частые паузы, которые ухудшают восприятие речи. 

Это происходит в связи с нарушением работы речевого аппарата, судорогами мышц губ, языка, нижней челюсти либо мягкого неба.

При этом выделяют 3 формы заикания: 

  • Клоническую (повтор отдельных слогов или звуков). Вызывает серия кратковременных сокращений мышц.
  • Тоническую (задержка речи, растягивание гласных звуков). Происходит в связи с длительным сильным мышечным сокращениям. 
  • Смешанную. Развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.

Иногда заикание осложняется гримасами, нервным тиком, судорогами конечностей. Причины заикания носят различный характер: от наследственных проявлений и родовых травм до психологических барьеров.

Заикание у детей 

Заикание обычно проявляется у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Девочки страдают недугом в 4 раза реже. В этом возрасте формируются три центра контроля речи — слуховой центр Вернике (отвечает за восприятие собственной речи и речи окружающих), голосовой центр Брока (участвует в образовании устной речи) и ассоциативный. Процесс их слаженной деятельности, называемый речевым кругом, нарушается, если скорость работы речевых центров не совпадает друг с другом. В этом случае возникает заикание. Небольшие его проявления в детском возрасте являются вариантом нормы, но точный вердикт сможет вынести врач-логопед. Он же порекомендует специальные упражнения, способствующие улучшению речи. 

Причиной заикания у детей могут служить: 

  • стрессовые ситуации, перевозбуждение, болезнь, травма; 
  • вызвавшее сильный эмоциональный отклик радостное событие; 
  • стремление походить на заикающегося родственника;
  • часто заикание становится последствием переучивания левшей в правшей;
  • заболевания нервной системы.

Заикание у взрослых

Заикание у взрослых часто переносится из детского возраста при недостаточном лечении и профилактике, но и в этом случае от него возможно избавиться. Рецидив заикания у мужчин и женщин может произойти при сильном стрессе, контузии, болезни. 

Наиболее частые причины развития заикания во взрослом возрасте:

  • стрессовые ситуации (потеря близкого человека, военные действия, катастрофы, землетрясения и т.д.);
  • заболевания центральной нервной системы (черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции).

Важно! Обратите внимание, если у человека, ранее не страдавшего заиканием, во время общения без видимой причины изменилась речь, появились повторы слогов, слов или паузы. Это может служить признаком инфаркта или инсульта!

Как проявляется и почему возникает заикание

Заикание — частая проблема у детей, которая возникает, как правило, в возрасте от 2 до 5 лет. Это судороги мышц, входящих в речевой аппарат. Возникают в результате нарушения скорости передачи нервного импульса между функциональными зонами, участвующими в формировании речи, или от моторных зон к мышцам. Мозг через мили секунд не «слышит» звук, на который была отдана команда и дублирует ее. В конечном итоге к мышцам одновременно приходит несколько сигналов, и это выражается в виде судорожных сокращений мышц.

 Проявляются они так:

  • ребенок начинает тянуть один какой-то звук;
  • несколько раз повторяет слог, входящий в слово;
  • повторяет целое слово;
  • делает длинные паузы посреди фразы;
  • речь носит «нерешительную» окраску.

Заикание бывает истинным, когда причиной является поражение определенных зон центральной нервной системы. Как правило, это генетические заболевания и встречаются редко. Лечение этих нарушений требует применение специальных методик и занимает длительное время и ложным, то есть как проявление нарушения питания нервных клеток, проявляющихся неврозом в виде заикания. В любом случае нужны консультации специалистов — невролога и логопеда-дефектолога, необходима, если заикание — не разовый случай, а регулярно повторяющийся

Чтобы специалист смог помочь, важно вспомнить, когда ребенок заговорил, а кроме того — когда появилось заикание. Если это случилось одновременно с появлением речи, можно говорить о врожденном типе

Если же логоневроз приобретенный, то необходимо понимать, что его спровоцировало. 

Толчком к развитию мешающих речи спазмов мог быть сильный испуг, напряженная обстановка дома, в детском саду или школе, инфекции, вирусные заболевания, травмы головы. Кроме того, логоневрозом может проявляться при задержках функционального развития мозга, которые родители могут не замечать. 

Из-за чего возникает заикание

Заикание является одним из самых распространенных нарушений речи. К тому же, эта патология и самая древняя. Существует большое количество упоминаний о том, что заиканием страдали египетские фараоны, персидские цари, великие поэты, философы и даже ораторы. Греческий писатель Плутарх описал историю Демосфена, который был превосходным оратором, несмотря на свой недуг.

Первые симптомы патологии проявляются обычно у детей в возрасте 3–5 лет. Именно в этот период наблюдается активное формирование речи, а значит, и ее нарушения становятся заметны. Статистика утверждает, что во всем мире примерно 2–3% детей являются заиками. Замечено также, что среди мальчиков данная проблема встречается чаще. Есть еще одно интересное наблюдение, что практически все заики являются явными или скрытыми левшами. У взрослых эта патология менее распространена, поскольку своевременная коррекция может вернуть речи плавность и ритмичность. И только около 1% людей остаются заиками на всю жизнь.

Среди обывателей бытует мнение о том, что заиками люди становятся после сильного испуга или шока. Но далеко не все, у кого в жизни случалась серьезная психотравмирующая ситуация, начинают заикаться. Сильный стресс является лишь толчком, а  предрасположенность к данному нарушению речи уже была заложена в центральной нервной системе.

Поскольку фаза активного формирования фразовой речи приходится как раз на возраст от 3 до 5 лет, то именно в этот период речевая функция становится наиболее уязвимой. Любые нарушения, связанные с работой ЦНС, способны вызвать сбой в работе речевого аппарата. То есть, заикание представляет собой нарушение речи, обусловленное изменениями в функционировании центральной нервной системы.

Эта патология имеет довольно сложное происхождение. За плавность речи отвечают определенные центры головного мозга, нарушения процесса импульсного обмена между нейронами приводит к развитию судорог в различных отделах речевого аппарата. Причинами данной дисфункции ЦНС могут быть инфекционные заболевания и осложнения после них, а также органические поражения нервной системы различной природы.

В последнее время все большее количество детей уже рождаются с патологиями ЦНС, обусловленными неблагоприятным протеканием беременности или сложными родами. Существует и ряд психологических причин, к ним можно отнести слишком требовательное отношение к ребенку со стороны родителей и других членов семьи, недостаток внимания и любви, семейные конфликты и т.д.

Многие специалисты утверждают, что предрасположенность к заиканию может передаваться генетически. Но если до семилетнего возраста патология себя не проявила, то в дальнейшем ребенок уже не будет заикаться. Тем не менее, бывают случаи, когда заикание возникает в зрелом возрасте.

Актер Джон Брэдли, получивший известность после выхода на экран  сериала «Игра престолов», так вжился в образ Сэмвелла Тарли, что уже после окончания съемок начал заикаться. Об этом он рассказал в одном из интервью. Приступы тревожности и речевое расстройство серьезно осложняют актеру жизнь и не дают возможности получать новые роли.

Можно предположить, что хороший психотерапевт позволит Джону Бредли избавиться от всех переживаний и привычки заикаться, которую он сам у себя выработал за долгие годы работы над сериалом.

Симптомы онихокриптоза

При онихокриптозе боковая часть ногтя упирается в околоногтевой валик и продолжает свой рост внутрь него. Сначала пациент чувствует общий дискомфорт, наблюдается покраснение кожи вокруг ногтя. Также возможно изменение формы ногтя. Постепенно меняются предпочтения в обуви, выбор отдается открытым вариантам, ношение тесной, узкой, а со временем и любой закрытой обуви становится затруднительным. В случае бездействия симптомы заболевания становятся более выраженными, появляются осложнения, со временем хирургическое вмешательство становится неизбежным.

К основным симптомам вросшей ногтевой пластинки относят:

·болезненные ощущения в области пальца, появившиеся в результате травмирования, после ношения обуви или без видимой причины

·отек и гиперемия (переполнение кровью сосудов кровеносной системы какой-либо области тела) околоногтевого валика

·образование гноя в области ногтевой пластинки

·образование избыточной соединительной ткани, выступающей из раны, визуально напоминающей сырое мясо

В медицине развитие онихокриптоза характеризуется тремя основными стадиями – легкая, умеренная и тяжелая.

Стадии онихокриптоза

Первая (легкая) стадия характеризуется покраснением околоногтевого валика и умеренным отеком. На данной стадии ногтевая пластина не имеет визуальных изменений, а болезненные симптомы проявляются, как правило, во время ходьбы в обуви.

Вторая (умеренная) стадия сопровождается признаками воспалительных процессов: околоногтевой валик становится красным, появляются гнойные выделения, в некоторых случаях наблюдается болезненная пульсация. Ноготь становится более плотный и тусклый.

Третья (тяжелая) стадия обусловлена гиперемией (повышенное кровенаполнение) околоногтевых валиков, образованием гипергрануляции (нарастание ткани в местах воспаления), увеличением объема фаланги, наличием гнойных выделений. Ноготь становится ломким и подвижным, кожа вокруг визуально напоминает сырое мясо (такой симптом в медицине называют «дикое мясо»).

Осложнения онихокриптоза

Затягивание болезни приводит к развитию инфекций, что, безусловно, усугубляет ситуацию. Открытые длительное время незаживающие раны – это отличная среда для размножения бактерий. Инфицированная рана заживает медленно, организм же пытается залечить пораженный участок, в результате на месте врастания ногтя образуется ярко-красная грануляционная ткань. Если не начать лечение или начать неправильное лечение, грануляция становится плотной, фаланга меняет форму, решить проблему консервативными методами становится невозможно. Кроме того, вероятно развитие воспаления мягких тканей не только пальцев, но и всей стопы, которое в случае бездействия может распространиться на кости и привести к остеомиелиту.

Осложнения онихокриптоза связаны в основном с развитием инфекционно-воспалительных процессов и включают:

·абсцесс (ограниченный воспалительный гнойный очаг, вызывающий интоксикацию) пальцев. Характеризуется наличием выраженного отека и покраснением кожного покрова. Требуется хирургическое вмешательство.

·лимфангит (острое или хроническое воспаление лимфатических стволов и капилляров, возникающее вторично, на фоне гнойно-воспалительных процессов). Характеризуется распространением инфекции по всей лимфосистеме, поражает сосуды. Требуется комплексное лечение, включающее противовоспалительную и антибактериальную терапию.

·гангрена (отмирание живой ткани) пальца. Характеризуется процессами, приводящими к необратимому омертвению мягких тканей. Требуется ампутация пораженной фаланги либо всего пальца.

·остеомиелит (гнойно — воспалительный процесс, развивающийся в кости, в костном мозге и в окружающих мягких тканях) пальца. Инфекция поражает кости. Требуется медикаментозная терапия. Возможна ампутация фаланги пальца, если пациент обратился слишком поздно.

Риск развития осложнений увеличивается при наличии сопутствующих заболеваний, связанных с нарушением работы кровеносных сосудов, например, сахарный диабет и атеросклероз. В группу риска также входят люди с лишним весом и в возрасте после 60 лет.

Психотерапия

Заикание является патологией речи. Но для ее устранения у взрослых людей часто необходима помощь психотерапевта. Если описать проблему просто, то получается, что человек умеет правильно говорить, но из-за внутренних страхов или других психологических проблем возникает мышечный спазм, провоцирующий нарушение речи.

Таких примеров огромное количество, например, заикание было у Элвиса Пресли. Как только король рок-н-ролла начинал волноваться, слова словно застревали в горле, но стоило ему успокоиться, как речь становилась нормальной. В некоторых записях слышно, как певец заикается при общении со зрителями между песнями, но вовремя пения дефект отсутствует. Существует версия, что заниматься пением юному Пресли посоветовал врач, но точного подтверждения этому нет.

Именно поэтому при работе со взрослыми пациентами большую роль отводят психотерапии. Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия при заикании является гипнотерапия. Во время сеанса гипноза врач старается усилить веру пациента в собственные силы, устранить его страхи и переживания. Для достижения этих целей также могут быть использованы и другие методы психотерапии. Их выбор зависит от индивидуальных особенностей пациента, выявлены причин и тяжести расстройства.

Достаточно часто коррекция заикания начинается с устранения иных расстройств, симптомом которого оно выступает. Нарушение речи может быть спровоцировано деменцией, фобиями, тревожными расстройствами, неврозами и даже шизофренией. Естественно, в этом случае усилия враче бывают направлены на устранение основного заболевания, а заикание рассматривается как второстепенный симптом. Если удается успешно излечиться от основной патологии, то и заикание проходит само по себе.

Бывают случаи, когда исцелившийся пациент начинает снова заикаться через некоторое время. Избежать рецидива помогает когнитивно-поведенческая терапия. Данная методика заключается в выявлении нерациональных мыслей и убеждений пациента, осознании их нерациональности и замене их рациональными установками. В результате такой работы пациент не только избавляется от существующих психологических проблем, но и учится противостоять им в будущем.

Позитивный взгляд на жизнь и правильные внутренние установки обеспечивают психическое здоровье, а значит, причин для заикания больше не будет!

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.

Врачебный стаж: 9 лет

Записаться на прием

Прогноз и профилактика заикания у детей

Без проведения обследования трудно определить прогноз болезни. Это связано с тем, что к заиканию могут приводить разные факторы, но не каждый, к сожалению, можно легко устранить. Прогноз заикания во многом зависит от формы заболевания и возраста пациента. Обычно детям, которым начали лечить заикание в раннем возрасте, избавиться от патологии легче. У детей с врожденными патологиями речевого аппарата прогноз не такой благоприятный. Прогноз зависит также от разновидности заикания. Так дыхательные судороги легче вылечить, чем тонические. Наилучшего эффекта в лечении можно добиться в 3-5 летнем возрасте. Уже в 12-17 лет расстройство тяжело поддается коррекции. Бывают случаи, когда из-за психологического фактора у ребенка возникает рецидив заболевания.

Чтобы избежать заикания, нужно осознать то, что здоровые дети растут у неконфликтных родителей. Не рассказывайте страшные истории ребенку на ночь и не давайте ему просматривать страшные мультфильмы, не пугайте его и не оставляйте одного в темных помещениях. Любите своего малыша и больше общайтесь с ним, не будьте слишком строгими и требовательными, оберегайте от психических травм. Спокойные дети, которым хватает родительской любви, и заботы, практически никогда не сталкиваются с данным заболеванием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector