Развитие годовалого ребенка: что он уже умеет?
Содержание:
- Режим дня
- Рацион питания
- Раннее развитие детей в 1 год
- Особенности гигиены и ухода
- Что умеет делать малыш
- Что должен уметь ребенок в 1 год? И кому он должен?
- Категории
- Особенности сна
- Рост и вес ребёнка в 10 месяцев
- Режим сна, бодрствования и питания годовалого малыша
- Игры и игрушки
- Помощь в развитии: действия родителей
- Речь годовалого ребенка
- Тест на развитие ребенка в 1 год
- Что должен знать ребенок в 1 год: умелки и навыки
- Предметно – манипулятивная деятельность
Режим дня
У всех малышей должен быть сформирован режим дня. Если вы придерживаетесь определенных временных рамок, то детскому организму проще слаженно работать. Иммунитет крепчает, ребенок легче справляется как с физическими, так и с эмоциональными стрессами. Общепринят следующий распорядок:
Действие | Время (часов) |
---|---|
Подъем, гигиена | 8-9 |
Завтрак | 9-9:30 |
Игры, развитие | 9:30-11 |
Первый сон | 11-13 |
Пробуждение, обед | 13-14 |
Прогулка | 14-16 |
Второй дневной сон | 16-17:30 |
Полдник | 17:30-18 |
Вечернее бодрствование | 18 – 19:30 |
Купание | 19:30 – 20 |
Ужин | 20-20:30 |
Подготовка ко сну, отбой | 20:30 – 21:30 |
Это примерный режим дня. В него обязательно должны входить приемы пищи, прогулка, игры, сон, гигиена. Но многие дети в этом возрасте переходят на один дневной сон, это также нормально, просто он будет длиться дольше. Кто – то раньше встает и ложиться, некоторым проще уснуть в 22 часа. Планируя свой график, ориентируйтесь на потребности и особенности вашего ребенка.
Совет! Теперь проводить ежедневное купание необязательно, можно ограничиваться подмыванием. А вот прогулки лучше не исключать, дети становятся все любознательнее и активнее, им необходимо удовлетворять свои желания в познании окружающего мира, получать новые впечатления.
Рацион питания
Примерное меню
Меню крохи должно быть разнообразным и богатым витаминами.
- Завтрак (08:00) — молочная каша (манная, рисовая, пшенная, пшеничная, «Артек», геркулесовая) с маслом; хлеб (черный, белый) с маслом и сыром; чай или какао с молоком; яблоко.
- Обед (11:30) – суп на основе куриного или мясного бульона (с вермишелью, крупой, щи, борщ) со сметаной; картофельное пюре или овощное рагу и котлета (сосиски, тефтели, курица, отварная рыба) с подливой; фруктовый сок или компот из сухофруктов; хлеб.
- Полдник (15:30) – молоко кипяченое (ряженка, кефир, катык, йогурт); булочка (печенье, пирог); фрукт (груша, банан, апельсин).
- Ужин (18:00) – творожная запеканка (сырники) со сметной, молоко или чай.
Рецепт блюда
Творожная запеканка
Ингредиенты, необходимые для приготовления запеканки:
- Творог 200 грамм
- Сахар 3-4 ст. ложки
- Манка 3 ст. ложки
- Яйцо 1 штука
- Масло сливочное (для смазывания формы)
- Сметана 1 ст. ложка
- Ванилин
- Изюм
Приготовление в духовке:
- Положить изюм в кипяток и оставить, пока готовятся другие ингредиенты.
- Тщательно растереть творог вилкой, вбить туда яйцо и все хорошо перемешать.
- К полученной массе добавить сахар, манку и ванилин, все тщательно размешать.
- Изюм промыть под проточной холодной водой, убрать ненужные хвостики и положить в творожную массу.
- Приготовить форму, смазывая ее маслом.
- Выложить массу в форму для запекания, разравнять и сверху полить сметаной.
- Отправить в разогретую духовку и готовить при температуре 180 градусов 30 минут.
- Достать запеканку из духовки, можно украсить свежими ягодами.
Приятного аппетита!
Раннее развитие детей в 1 год
Рекомендуем прочитать: Чем накормить годовалого ребенка: рацион ребенка в год
Родителям следует понимать, что полное предоставление малыша самому себе так же губительно для его навыков, как и чрезмерное увлечение дорогими «развивалками» и постоянные нагрузки различными занятиями. Чтобы продолжить развивать имеющиеся навыки ребенка в 1 год, необходимо уловить середину — играться с малышом в развивающие игры, но не давить на него, когда он устал и хочет просто побаловаться, поползать или посмотреть мультики.
Развивающие игрушки, которые помогут развить навыки ребенка в 1 год и старше
Сейчас магазины пестрят самыми разными игрушками-развивайками на любой вкус и цвет. У всех них есть кое-что общее — они чрезвычайно переоценены. Некоторые родители убеждены, что если они потратят состояние на покупку развивающих игрушек всех мастей, то ребенок вырастет гением. Это не так
Важно не количество игрушек, а умение взрослого подать их интересно и понятно для ребенка. Необязательно закупать дорогие игрушки в детских магазинах, чтобы научить ребенка различать цвета (используйте карточки из цветной бумаги), формы (опять-таки — вырежьте треугольники и квадраты из бумаги)
Развивающая игрушка «своими руками»:
Обратите внимание: стоит также упомянуть, что без определенных игрушек у малыша будет задержка в развитии моторики. Самые эффективные и недорогие игрушки для этой цели — кубики, пирамидки из колечек, шарики
Как совершенствовать навыки общения у ребенка в 1 год
Безусловно, общение с родителями играет ключевую роль в развитии малыша. Главный принцип — не забывайте, что он еще не знает большинства элементарных вещей. Старайтесь не просто рассказывать причины и последствия, а показывать их визуально, собственными действиями.
Стимулируйте ребенка в 1 год сообщать о своих нуждах. Например, сажая его на горшок, произносите «условный знак», например, «пссс». Малыш запомнит звук и сможет его повторить. Здесь дело за прививанием понимания связи — горшок и звук. Как только малыш это усвоит, он сможет сообщать вам о своем желании в туалет, даже не умея толком говорить.
Старайтесь использовать как можно более простую речь. Общайтесь с ребенком, употребляя отдельные слова, а не целые конструкции. Активно применяйте жесты, мимику, интонацию. Это все поможет малышу научиться понимать не только вербальное, но и невербальное общение.
Более подробно о методиках раннего развития детей рассказывает педиатр – доктор Комаровский:
Чумаченко Ольга, педиатр
10,752 просмотров всего, 1 просмотров сегодня
Особенности гигиены и ухода
В 1 год и 11 месяцев ребенок может частично сам следить за своей гигиеной – мыть руки перед едой или после прогулки. Но все остальное пока еще лежит на плечах родителей.
Чтобы гигиенические навыки закрепились нужно каждый день купать ребенка, помогать ему чистить зубы, причесывать, периодически стричь ногти и чистить ушки. Какие-то процедуры, например, чистка зубов, можно доверить малышу, но родители при этом должны внимательно следить, и помочь ребенку довести начатое до конца, если он не справляется сам.
Ребенка надо регулярно стричь, перед тем как впервые идти с ребенком в парикмахерскую, нужно проиграть с ним эту ситуацию – «постричь» куклу или зайца, так малыш будет чувствовать себя увереннее в незнакомой обстановке.
Что умеет делать малыш
В этом возрасте дети уже ходят без посторонней поддержки.
Также дети могут сами подниматься по лестнице, присаживаться, забираться на невысокие препятствия, например на диван или кресло, а также спускаться с них.
Совершает несложные действия над предметами.
Он может расчесываться, открывать/закрывать дверки шкафа, кататься на игрушечной лошадке.
Если у него что-то не получается, он показывает на предмет и просит о помощи, умело имитирует поведение родителей, например, прикладывает что-нибудь к уху и «говорит по телефону».
Также может попросить родственников поиграть с ним в конкретную игру.
Вы можете заметить, что в это время малыш уже играется сам.
Что должен уметь ребенок в 1 год? И кому он должен?
Первый год жизни ребенка – очень стремительный и больше в его жизни не будет такого периода, когда человек за такое непродолжительное время так сильно меняется и приобретает уйму навыков. Всего лишь за 1 год крохотный беззащитный комочек превращается в активного, логически мыслящего и выражающего свои желания/нежелания человека.
Сразу оговариваю: нижеперечисленными навыками и умениями обладают средняя часть детей, то есть это совершенно не означает, что Ваш ребенок должен по всем пунктам отличиться.
Вообще, ребенок никому ничего не должен! Он развивается по строго индивидуальному графику.
Каждый ребенок индивидуален
Есть дети, которые в год много чего еще не умеют, но это не говорит о том, что они отстают в развитии, это их индивидуальный график. Также немало деток, которые в 1 год уже чуть ли не стихи читают. Не зацикливайтесь на этом, ведь на конце концов великие люди, ученые не родились сразу такими умными и всесторонне развитыми, скорее наоборот.
Я привожу перечень умений всего лишь для того, чтобы мамы могли сориентироваться в том, что их ждет при исполнении 1 года ребенку, чего ожидать в ближайшее время. Помню, когда моему сыну было 2-3 месяца, я читала об умениях детей в 1 год и удивлялась, мне не верилось, что мой крохотулечка спустя год так сильно поменяется.
Физическое развитие ребенка в 1 год
Нормы роста и веса малыша в 1 год Вы можете посмотреть в статье «Рост и вес ребенка по месяцам. Нормы ВОЗ | Центильные таблицы физического развития».
- хорошо ползает;
- уверенно стоит сам;
- ходит вдоль опоры или с поддержкой за руки;
- залазит на диван, кровать и умеет безопасно спускаться;
- некоторое дети ходят самостоятельно.
Познание окружающего мира (подражание взрослым)
- умеет собирать пирамидку без учета цвета и размера колец;
- открывает и закрывает крышки на кастрюлях, банках и складывает в них мелкие игрушки;
- умеет строить башни из кубиков. Башни неровные, шаткие;
- кормит свои игрушечных героев, высаживает их на горшок;
- может взять мелкие детали или игрушки двумя пальцами (большим и указательным);
- катает руками мяч и игрушки-каталки;
- открывает/закрывает дверки шкафов, умеет выдвигать и задвигать ящики мебели;
- стучит игрушками, копает песок;
- причесывается расческой, делает вид, что стрижет ногти ножницами.
Эмоциональное развитие ребенка в 1 год
- целует и обнимает родителей, мягкие игрушки;
- радуется новым игрушкам, совместным играм с родителями (кидать или катать мяч и т.д.);
- узнает маму и папу, в то же время настороженно относится к незнакомым людям;
- умеет листать книжки и показывает пальцем животных, технику, предметы обихода и т.п;
- реагирует на музыку, может пританцовывать сидя или головой, или «подпевать»;
- умеет проявлять недовольство, если что-то не нравится (одеваться, купаться, в ответ на «нет» или «нельзя»);
- рассматривает себя в зеркале;
- разговаривает по игрушечному телефону.
Речь ребенка в 1 год
- говорит 2-20 слов, включая такие как «агу», «да», «би-би», «кака» и т.п;
- издает звуки животных и техники;
- отвечает действием на вопросы «Как плачет ляля?», «Как танцует (имя ребенка)?» и т.д;
- подражает взрослым интонацией «разговора»;
- показывает игрушки и картинки по просьбе;
- понимает слова «нельзя» и «можно»;
- умеет махать «пока-пока», играет в «ладушки», «ку-ку»;
- знает свое имя и реагирует на него;
- различает, когда хвалят и ругают;
- выполняет небольшие просьбы (принеси, закрой, убери).
Обслуживание себя
- кусает и жует еду;
- умеет пить самостоятельно из поильника или даже из стакана;
- делает попытки кушать ложкой или руками (Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно?);
- моет руки под краном и вытирает полотенцем;
- некоторые дети в 1 год помогают родителям одеваться, то есть протягивают руки в рукава, снимают или надевают штаны;
- проявляет недовольство на мокрые штаны.
Категории
- Анализы и диагностика(0)
- Беременность и роды(85)
- Бесплодие(0)
- Болезни сосудов(0)
- Болезни уха, горла, носа(0)
- Гастроэнтерология(0)
- Генетика и прогнозы(8)
- Гинекология(19)
- Глазные болезни(0)
- Диетология(0)
- Диетология и грудное вскармливание(49)
- Иммунология(0)
- Инфекционные болезни(0)
- Кардиология(0)
- Кожные болезни(0)
- Косметология(0)
- Красота и здоровье(0)
- Маммология(11)
- Маммология для Пап(1)
- Наркология(1)
- Нервные болезни(0)
- Онкология(9)
- Онкология для Папы(3)
- Ортопедия(0)
- Педиатрия(76)
- Первая помощь(0)
- Пластическая хирургия(0)
- Половые инфекции(0)
- Проктология(0)
- Психиатрия(0)
- Психология(16)
- Психология для Папы(6)
- Пульмонология(0)
- Ревматология(0)
- Репродуктивная система мужчины(3)
- Сексология(0)
- Спорт, Отдых, Питание(4)
- Стоматология(0)
- Счастливое детство(18)
- Урология и андрология(7)
- Хирургия(0)
- Эндокринология(0)
Особенности сна
Сон крохи в год и 5 месяцев (или 6) длится около 12 – 14 часов. Дневной отдых в этом возрасте обычно единственный и продолжается два-три часа (возможен двукратный вариант – по 1-1,5 часов). Ночью малыш спит 10-11 часов.
В полтора года ребенок способен спать один в своей кроватке в спальне родителей или в собственной детской комнате. Он уже не просыпается ночью, а если и пробуждается, то в норме самостоятельно засыпает и не проявляет беспокойства. Некоторые мамы и папы практикуют совместный сон, и он допустим, если приемлем и комфортен для всей семьи.
В полтора года могут возникать трудности с засыпанием, связанные с повышенной активностью. Чтобы решить такую проблему, нужно стараться перед отдыхом успокаивать ребёнка, настраивать его на сон, выбирать спокойные и тихие игры, не возбуждающие нервную систему.
По-прежнему важен ритуал – особая последовательность действий, которая вселяет уверенность и сообщает о приближающемся сонном периоде. Он может включать купание и чистку зубов, укладывание в кровать и приглушение света, чтение книги или пение колыбельной, поглаживания по голове, выключение осветительного прибора (можно оставлять неяркий ночник) и выход родителя из спальни.
Рост и вес ребёнка в 10 месяцев
Рост ребенка в 10 мес. прибавляется примерно на полтора сантиметра, вес на 200-300 граммов. Происходят увеличение в объеме груди и головы на 0,5-1,5 см.
К сведению. Если ребенок не дотягивает по каким-то показателям до необходимой нормы, не нужно сразу отчаиваться. Педиатры предупреждают, что ростовые и весовые прибавления строго индивидуальны.
Дети, как правило, развиваются физически неравномерно, один грудничок прибавляет в весе и росте быстрее, у другого прибавка растягивается на неопределенное время. Родителям для расширения знаний о детях полезно познакомиться с антропометрическими данными, принятыми Всемирной Организацией Здравоохранения. Десятимесячный ребенок должен иметь следующие параметры:
- мальчики: вес – от 7,4 до 11,4 кг при росте 68,7-77,9 см.
- девочки: 6,7-10,9 кг, рост – 66,5-76,4 см.
К сведению. Параметры роста, веса, окружности головы и грудной клетки называют центили. Они установлены ВОЗ на основе обследования большого количества грудничков. Средние параметры используются для быстрой проверки развития ребенка, соответствия его показателей норме.
По данным ВОЗ, нормой для здоровых мальчиков и девочек является количество характерных признаков в интервале от 25 до 75 центилей. Эталоном физического развития считается пятидесятый центиль.
В отечественной педиатрии нормальные показатели веса и роста десятимесячного малыша отличаются от общепринятых в мире:
- нормальный рост мальчика в 10 месяцев составляет 73,3 см, вес – 9,2 кг;
- нормальные показатели для девочек: вес – 8,5 кг, рост – 71,5 см.
Как видно, границы необходимого веса и роста для детей по международным показателям шире, чем по российским нормативам. Родители могут воспользоваться и отечественными антропометрическими данными, и данными ВОЗ. При серьезных отклонениях от тех или других стандартов нужно проконсультироваться с педиатром и вместе с ним найти причины отклонений.
Таблица нормы для мальчиков и девочек
Педиатры обращают внимание на то, что грудные дети не могут развиваться одинаково. Многое в развитии малыша зависит от его индивидуальных особенностей, физического состояния в тот или иной возрастной период. Не удивительно, что один ребенок растет быстро и набирает вес, другой – медленно
Хороший совет для пап и мам: вести детский дневник, куда ежемесячно записывать показатели крохи и анализировать их. Такой прием помогает убедиться в том, что малыш правильно развивается.
К сведению. Мальчики быстрее набирают массу тела, поэтому составлены разные таблицы нормативов веса и роста. Из таблицы родители могут легко узнать, сколько должен весить ребенок в 10 месяцев, девочка и мальчик.
Показатели веса и роста девочек и мальчиков в 10 месяцев
Девочки | Мальчики | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | нижний | средний | верхний | нижний | средний | верхний |
Вес (кг) | 6,8 | 8,5 | 10,7 | 7,5 | 9,2 | 11,2 |
Рост (см) | 66,8 | 71,5 | 76,1 | 69 | 73,3 | 77,6 |
Рост детей, которым исполнилось 10 месяцев
Когда малышу исполняется десять месяцев, его тело становится пропорциональным, в сравнении с предшествующими периодами, темпы роста замедляются. Это объясняется тем, что организм ребенка нацелен уже не только на физическое, но и на психическое и эмоциональное развитие.
По нормативам, у мальчиков в 10 мес. средним считается рост от 71 до 76 см, у девочек – от 69 до 74 см. Родителям полезно знать, что в этом возрасте вполне допустимо отклонение показателей роста в пределах 3% от указанных в таблице. При отклонении роста свыше 10% необходимо проконсультироваться с врачом.
Рост десятимесячного ребенка замедляется, тело становится пропорциональным
К сведению. В первый год жизни ребенок вырастает примерно на 20-25 см. Это самый интенсивный показатель за весь период раннего детства, так как в дальнейшем расти кроха будет в 2 раза медленнее.
Особенно активно прибавляют в росте младенцы старше 6 месяцев, ведь их рацион в этот период становится разнообразнее из-за введения прикорма.
Рост и вес ребенка 10 месяцев по данным отечественных педиатров
В физическом развитии рост имеет большое значение для грудничков. Остальные нормативы рассматриваются в комплексе с ним, так как с увеличением длины тела пропорционально должны увеличиваться и другие показатели (вес, обхваты головы и грудной клетки).
Отечественные педиатры составили таблицу основных параметров физического развития детей десятого месяца жизни. Имея такую таблицу под рукой, всегда можно проследить развитие своего ребенка, вовремя выявить отклонения от нормы.
Параметры физического развития ребенка в 10 мес.
Параметры развития | Примерные показатели нормы | |
---|---|---|
Девочки | Мальчики | |
Рост, см | 69 – 74 | 71 – 76 |
Вес, кг | 8,2 – 10,8 | 9,2 – 11,5 |
Окружность головы, см | 45 – 46 | 46 – 47 |
Окружность груди, см | 43 – 44 | 44 – 45 |
Режим сна, бодрствования и питания годовалого малыша
Родители большинства годовалых малышей сталкиваются с тем, что у ребенка меняется режим. С двенадцати месяцев, карапуза становится очень сложно уложить спать днем, по этой причине дневной отдых приходится либо смещать, либо убирать совсем.
Днем обычно отказываются спать дети «совы». Они просыпаются утром в районе 9-10 часов, а ложатся спать в обед в районе 14-15 часов. В итоге выходит, что такие малыши спят днем один раз по три часа с 14 до 17, а спать они ложатся вечером не раньше 22-23 часов. Некоторые могут засыпать и за полночь.
В связи с подобными изменениями, кроху приходится переводить и на другой режим питания. Если его дневной сон стал длинным, то пятиразовый прием пищи придется сократить до четырех раз. В этом случае завтрак у ребенка будет в 9 утра, обед в час дня, полдник в 5 часов вечера, а ужин в 9 часов вчера.
Если режим не претерпел никаких изменений (такое бывает если ребенку присущ биоритм «жаворонка»), то все остается так же, как и несколько месяцев назад.
Игры и игрушки
Лучший способ проявить себя – играть в игры и развивающие занятия. Для этой цели лучше всего подойдут кубики или разноцветные мячики. С помощью разных игрушек можно сформировать паровозик или гусеницу, возить их на ниточке. Для перемещения кубиков следует приобрести пластиковую тележку на четырех колесах. Для девочек подойдет вертушка на палочке с колесами, которую требуется толкать.
В период игры не стоит указывать ребенку, как необходимо играть или складывать кубики, пусть он сам выразит свои действия в соответствии с восприятием
Усложнение задачи для активного мышления могут привести к негативным последствиям, так как теряется интерес и внимание
Заниматься с ребенком следует осторожно, держать его на одном месте нужно не больше 15 минут
Помощь в развитии: действия родителей
Чтобы ребенок правильно развивался, ему должны активно в этом помогать родители.
Здесь нет ничего сложного, достаточно выполнять такие мероприятия:
- знакомить его с яркими и красочными книгами, читать с интонаций и использовать мимику;
- для развития слуха включать негромкую музыку, звуки природы;
- изучать в игровой форме цвета, предметы, буквы и цифры;
- работать с пластилином, глиной, красками.
Главное, все делать вместе, а занятия проводить в игровой, ненавязчивой форме.
Специальные занятия
Чтобы развивать крупную моторику, малыш должен играть с большими игрушками. Маленькие предметы помогут усовершенствовать мелкую моторику. Разрешайте общаться с другими детьми, так приучают к поведению в коллективе.
Чаще играйте в ролевые игры, они не должны быть сложными, чтобы малыш все понимал и активно принимал в них участие. Учите говорить предложениями, чтобы он не просто звал маму и показывал на предмет, который хочет, а просил об этом словами.
Развивающие игры
В этот период приучают к самостоятельности. Играют вместе, но при этом дают возможность малышу самому выполнять то, что он уже умеет.
Игры должны быть не только интересными, но и развивающими, чтобы ребенок изучал окружающий мир, тренировал координацию, память, речь:
- Повторяйка. Называйте легкие слова или слоги и просите ребенка их повторить. Чтобы добиться результата, это проделывают несколько раз.
- Прятки. Игра развивает память и ориентацию в пространстве.
- Танцы. Родители показывают детям движения, а они их повторяют.
Книжки
В них должно быть много ярких картинок, простой сюжет. Не стоит покупать дорогие экземпляры, в этом возрасте дети рвут, грызут, облизывают книги, и не всегда удается это предотвратить.
Книжки с яркими картинками будут интересны для маленьких детей.
Мультфильмы
Мультфильмы для годовалых детей имеют логичную и простую структуру. В них медленно меняются картинки, чтобы малыш успевал понимать, что происходит. Длительность не более 10 минут. Перед сном их лучше не показывать.
Игрушки
Подбирают игрушки, помогающие развивать не только физические, но и эмоциональные способности.
Рекомендуется использовать:
- музыкальные и говорящие игрушки;
- мягкие мячи;
- кубики и пирамидки;
- игрушки для игры в песочнице;
- мягкие куклы или зверьки;
- имитации предметов быта;
- картонные книги;
- игрушки, которые надо тянуть или толкать.
Не показывайте сразу все, лучше часть спрятать, а затем заменить наскучившие предметы новыми.
Ребенку нужны развивающие игрушки.
Речь годовалого ребенка
Каждый малыш формирует речь по- своему и в определенный период времени. Некоторые произносят понятные словосочетания в возрасте 9,5 месяцев, а другие могут начать лепетать только в 1, 5 года. Если ребенок не произносит слов и звуков, это не констатирует его отсталость в развитии.
В годовалом возрасте развитие речевого аппарата скорее имеет пассивный характер, нежели активный. В подсознании малыша откладывается множество услышанных им слов и предложений, но для высказывания дети используют 3-5 слов, именуемые «детским лепетом».
По истечению нескольких месяцев словарный запас малыша увеличится до количества 20, а по достижении 2 лет — до 50. Главными словами для этого возраста являются «мама», «папа», «дядя», он имитирует звуки животных, вроде «гав-гав», «ме-е» и прочие.
Если психически и физически кроха здоров, но ведет себя спокойно и редко произносит слова, волноваться не следует
Обратить внимание следует на контакт ребенка с близкими: если этого не происходит и нет реакции на обращение по имени, следует его показать доктору
Развитию умственной деятельности способствует моторика. Для ее активации необходимо в ручки малыша вкладывать среднего размера предмет или нанизать игрушки на веревочку, перебирая их в дальнейшем. Для быстрого развития речи любое движение родителей должно комментироваться. Начиная с этого возраста малышу необходимо показывать буквы и цифры.
Тест на развитие ребенка в 1 год
- В год малыш уже должен хорошо ползать, ходить, держа за руку родителей, стоять с поддержкой, уметь садиться с положения стоя и сидеть без поддержки.
- В двенадцать месяцев ребенок должен знать и использовать несколько жестов: махать рукой, кивать головой на «да» и «нет» и некоторые другие.
- Ребенок уже должен произносить осмысленные слова. К примеру, такие как мама и папа. А также выполнять просьбы взрослых, касающиеся передачи или взятия предметов.
- Помимо этого, у ребенка уже будут присутствовать все полученные ранее навыки, которые должны совершенствоваться.
- К концу двенадцатого месяца у малыша должен прорезаться хотя бы один зуб либо иметься предпосылки к его прорезыванию в качестве набухшей десны.
Если хотя бы один из пунктов развития отсутствует, следует показать ребенка врачу, пройти обследование и выявить в чем заключается причина подобных нарушений.
Что должен знать ребенок в 1 год: умелки и навыки
- Сидит без какой-либо помощи и поддержки.
- Стоит с помощью взрослого или опоры.
- Много ползает. Ползать ребенок уже давно должен правильно, на четвереньках.
- Пытается сделать несколько шагов самостоятельно без поддержки.
- Уверенно ходит вдоль опоры.
- Держась за руку взрослого пытается подняться и спуститься по ступенькам.
- Открывает и закрывает шкафы.
- Выдвигает и задвигает ящики.
- Переливает воду из одного стакана в другой.
- Строит башню из кубиков, собирает пирамиду из колец.
- Бросает или катает мяч по полу.
- Ест ложкой, пьет из кружки.
- Сам пытается одеться или раздеться. Ну хотя бы элементарные вещи: снять или одеть шапку, носки.
- Чистит зубки. Конечно вам нужно потом помочь малышу сделать это более тщательно.
Если вы еще даже не купили зубную щетку и пасту вашему малышу, то в статье «Ребенок не хочет чистить зубы» вы можете почитать с чего начинать, как выбирать безопасные щетки и пасту.
В течение нескольких минут может концентрировать свое внимание на чем-то одном: просмотр мультика, игра в мяч
- Чаще всего ребенок уже может выразить свои основные потребности определенными звуками, слогами, жестами. То есть показывает или говорит, что хочет кушать, в туалет или спать.
- Играет с мячом: катает, подбрасывает.
Задача родителей – обеспечение безопасности малыша. Ему интересно абсолютно все, а возможности его и умения увеличиваются с каждым днем. Не стоит недооценивать способности малыша. Открытие окна, цветочные горшки на подоконнике, розетки, электроприборы – интереснейшие цели для малыша.
Предметно – манипулятивная деятельность
Предметная деятельность – это основная деятельность в раннем возрасте. Любимое занятие в таком возрасте – выдвижение ящиков, открывание дверей шкафов и выбрасывание содержимого на пол. Но постепенно ребенок начинает осознавать, что предметы, окружающие его, – это объекты, которыми можно манипулировать.
На первом этапе предметной деятельности ребенок не связывает предмет с действием. Он может бесконечно стучать ложкой по столу или по полу. Постепенно малыш начинает уяснять, для чего предназначен каждый предмет. Это вторая фаза предметной деятельности. В возрасте один год пять месяцев ребенок как раз находится на этом этапе.
Предметные развивающие игры
Из многообразия предметных игр для детей 1 года 5 месяцев рекомендуются:
- постройка башни из 3 – 5 кубиков;
- нанизывание колечек на стержень в определенном порядке («Пирамидка»),
- собирание матрешки;
- нанизывание крупных бусин на шнурок;
- игры с песком;
- игры с водой;
- различные сортировщики, в которых необходимо соотнести предметы по форме, цвету и размеру;
- пазлы из двух половинок;
- игры с машинками и другим транспортом;
- музыкальные молоточки, барабаны и прочие звучащие игрушки.
Продуктивная предметная деятельность
В этом возрастном периоде начинает формироваться продуктивная деятельность. К ней относятся рисование, лепка, конструирование.
Если малыш уже знаком с пальчиковым рисованием, то можно приступать к занятиям рисованием с использованием карандашей, фломастеров, маркеров. Если пока не получается живописать самостоятельно, то рисовать следует, поместив ручку малыша в руку взрослого. Творческая деятельность формируется очень индивидуально. Кто-то уже в возрасте одного года умел изображать на листе бумаги «каляки-маляки», кто-то только начинает. Эта стадия называется стадией марания. Несмотря на такое название, работы живописца достойны оформления в рамку и демонстрации на стене в главной комнате.
В качестве инструментов можно использовать дополнительно:
- краски,
- штампы,
- губку,
- зубные щетки,
- толстые палочки с намотанной на них ватой,
- ватные диски.
ВНИМАНИЕ! Важно добиваться, чтобы малыш в этом возрасте учился рисовать «от локтя», а не «от плеча»
В жанре лепки юные скульпторы при помощи взрослого могут пока только играть во «втыкалочки», делать дырочки и углубления в тесте или глине.
Конструирование предполагает строительство башен, домов, гаражей из конструкторов с крупными деталями.