Ранние признаки аутизма у детей
Содержание:
- Альтернативные методы
- Диагностика аутизма
- Симптомы аутизма у детей
- Мой ребенок не хочет разговаривать
- Поведение детей с аутизмом
- Что такое синдром раннего детского аутизма: симптомы и причины
- Нейролептики
- Методы лечения аутизма у детей
- Признаки аутизма у детей 3-4 лет
- Определение
- Абилитация пациентов с РАС
- Что должно настораживать родителей в поведении ребенка в возрасте до двух лет?
- Диагностика и необходимость заключения психиатра
- Коррекционная работа
- Причины аутизма
Альтернативные методы
Существует огромное число способов помощи детям с РАС, которые не прошли клинической апробации или находятся в стадии клинических исследований, но накопленный родителями и отдельными специалистами опыт позволяет рассматривать их как альтернативные методы воздействия.
Условно их можно поделить на две большие группы: способы, направленные на сенсорно-моторное развитие и эмоционально-волевую сферы, и заместительная терапия.
К сенсорным методам воздействия относятся канистерапия, иппотерапия, дельфинотерапия. Общение с животными улучшает способность аутичных детей к коммуникации и социализации. Упражнения, развивающие мелкую и крупную моторику и опосредованно влияющие на функции головного мозга, — это методы построения движений по Максимовой и Бернштейну, арт-терпия, музыкальные занятия по методу Орфа, рисование песком, занятия в сенсорных комнатах. Список неполный и не исчерпывающий.
В настоящее время проходят небольшие по числу участников клинические исследования, которые подтверждают, что витамин D и витамин B12 улучшают когнитивные функции и работу головного мозга у детей с РАС. Также был исследован эффект безглютеновой бесказеиновой диеты (БГБК-диета). Отказ от продуктов, содержащих глютен пшеницы и казеин коровьего молока, в течение длительного времени (фактически пожизненная диета) улучшал способности к обучению и коммуникации у детей с РАС, что подтверждает аутоиммунную природу заболевания у некоторой части детей³. Исследовались перекрестные аллергические реакции на белки распространенных пищевых аллергенов (коровье молоко, куриное яйцо, пшеница и соя) и белков головного мозга. Образцы сыворотки от пациентов с РАС и здоровых людей исследовали методом иммуноблоттинга на наличие антител к пищевым аллергенам, включая глиадин, и аутоантител к пептидам головного мозга. У 34–38 % из 50 пациентов с РАС обнаружены IgG, IgM и IgA к пищевым аллергенам и белкам головного мозга, одновремненно данный показатель в контрольной группе составил — 12–16 %4. Эффективность и безопасность БГБК-диеты неоднократно обсуждалась в специальных изданиях, так, Journal of Nutrition Clinical Practice в 2009 году опубликовал обзорное исследование³, суммирующее результаты сразу 134 статей, посвященных этой проблеме. Вывод: БГБК-диета может применяться как вспомогательный метод терапии РАС, педиатр должен проверить ребенка с аутизмом на возможные аллергены и рекомендовать их элиминацию. Диета должна контролироваться врачом, чтобы избежать дефицита кальция и аминокислот в организме ребенка.
Подводя итог нашему краткому обзору, хочется сказать, что, несмотря на неутешительную ситуацию по заболеваемости, достигнут определенный прогресс в коррекции симптомов и улучшение качества жизни пациентов с РАС. Поэтому ранняя диагностика и абилитация создает предпосылки для успешной адаптации детей и их семей в обществе.
Список источников
- A Study of the Effectiveness and Safety of Two Doses of Risperidone in the Treatment of Children and Adolescents with Autistic Disorder, https://clinicaltrials.gov/ct2/show/NCT00 576 732
- Heyvaert M. et al. Efficacy of behavioral interventions for reducing problem behavior in persons with autism: An updated quantitative synthesis of single-subject research. Research in developmental disabilities 35.10 (2014): 2463–2476.
- Elder J. H. The gluten-free, casein-free diet in autism: an overview with clinical implications. Nutrition in Clinical Practice 23.6 (2008): 583–588
- Vojdani A. et al. Immune Response to Dietary Proteins, Gliadin and Cerebellar Peptides in Children with Autism. FASEB JOURNAL. 19. 4 (2005).
Диагностика аутизма
Приемы воспитания и обучения вашего ребенка объяснят вам специалисты — психиатры, психологи, дефектологи, логопеды. Ваши ответы на вопросы, которые приводятся ниже, помогут специалистам лучше разобраться в поведении вашего малыша. Кроме того, вы можете самостоятельно произвести диагностику аутизма у вашего ребенка, пользуясь материалом, изложенным в нашей статье основные признаки аутизма.
Вопрос Ваш ответ | («+» да, «-» нет). |
---|---|
Ребенок эмоционально холоден — не ищет тактильного контакта с мамой, не реагирует на ласку. | — |
Не смотрит вам в глаза. | — |
Раскачивается, постукивает игрушкой по зубам, встряхивает руками. | — |
Малыш быстро возбудим, гиперактивен. | — |
Ребенок не может научиться самостоятельно есть, пить, одеваться. | — |
Не любит рассматривать книжки. | — |
Не играет с игрушками, чаще всего исследует их, облизывая и покусывая, как на первом году жизни. | — |
Проявляет свое недовольство в агрессивной форме — «рычит», кусается. | — |
Не пользуется жестами и мимикой для общения со взрослыми. | — |
Специалисты центра Логопед Профи оказывают всестороннюю помощь аутисам, осуществляют коррекцию аутизма у детей. Запишитесь на приём и мы поможем вам и вашему ребенку!
Симптомы аутизма у детей
Родители могут заподозрить аутизм на ранних его стадиях еще до осмотра специалиста. Для этого необходимо знать клинические проявления заболевания. Первыми симптомами, которые должны насторожить родителей, являются:
- слабая реакция на людей или полное ее отсутствие;
- пассивность;
- отсутствие позы готовности при взятии на руки;
- неадекватные реакции на бытовой шум;
- нарушение режима сна и бодрствования;
- отказ от еды в период грудного вскармливания, частое срыгивание;
- избирательность в еде.
При обнаружении подобной симптоматики ребенка следует показать детскому психоневрологу.
В 2-3 года клинические проявления становятся более отчетливыми:
- Отсутствует эмоциональный контакт с людьми (в том числе с родителями). Дети ведут себя отстраненно — не улыбаются, не тянутся на руки, не жестикулируют, не отзываются на имя, не смотрят в глаза собеседнику. В некоторых случаях не отличают родителей от других людей.
- Социальная дезадаптация. Аутисты не понимают эмоций детей, не могут играть с ними. Испытывают выраженный дискомфорт и тревогу в обществе, в связи с этим тяготеют к одиночеству.
- Агрессивность. Любое расстройство или даже прикосновение может вызвать агрессивную реакцию. Причем иногда она направлена на самих себя.
- Нейтральное отношение к внешним раздражителям (окрики, призывы к действию). Но часты случаи сенсорного неприятия – закрывают руками уши при громких звуках, глаза, наотрез отказываются одевать якобы колющий свитер, шапку, варежки и тд.
- Речевые нарушения. Дети не используют речь для общения. Могут повторять слова за другими без понимания их значения. Эхолалия.
- Стереотипность поведения. Аутисты могут часами совершать (повторять) определенные действия — говорить одну и ту же фразу, двигаться по определенной траектории, вертеть деталь от игрушки, махать руками как крылышками, окрывать – закрывать дверь и т. д.
- Приверженность к установленному распорядку дня. Любое новшество вызывает неприятие, переживание или агрессию.
- Нарушение концентрации внимания. Дети не могут сосредоточиться на каком-либо действии или предмете более 1 минуты. Часто неврологи путают данный симптом с СДВГ.
- Вокализации. Аутята зачастую сопровождают свои действия звуками.
- Приверженность определенной еде.
Мой ребенок не хочет разговаривать
Некоторых родителей настораживает не только отсутствие речи у ребенка, но и необычное поведение их малыша. Такие малыши ведут себя так, как будто не хотят общаться даже с самыми близкими людьми. Поведение ребенка может обижать вас: ребенок не отвечает на вашу улыбку, не тянется вам навстречу, когда вы хотите взять его на руки, не поворачивает голову, когда вы обращаетесь к нему.
Отсутствие у ребенка желания общаться с близкими (в том числе с мамой), а в более старшем возрасте — со сверстниками и окружающими, связывают с так называемыми коммуникативными нарушениями. Характерно, что эти дети потенциально могут произносить звуки, звукосочетания и слова, но не используют их для общения. Проблемы общения могут проявляться по-разному, в зависимости от возраста ребенка:
Возраст ребенка | Нарушения |
---|---|
Конец 1 месяца | Не прекращает крик, когда мама прикладывает малыша к груди или прижимает к себе. |
Конец 2 месяца | Не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним. |
Конец 3 месяца | Не улыбается, когда к нему приближается взрослый, который заговаривает с ним или улыбается ему. |
Конец 4 месяца | Не выражает радость, когда с ним играют. |
Конец 5 месяца | Не прекращает плакать, когда с ним заговаривают; — не различает доброжелательность и недовольство в тоне и мимике взрослого. |
Конец 6 месяца | Не просится на «руки» к взрослому (протягивая свои руки к взрослому). |
Конец 7 месяца | Не проявляет нежность по отношению к маме и близкому человеку (не прижимается к телу, щеке). |
Конец 9 месяца | Не различает близких и чужих людей; — не пугается и не стесняется чужих людей; — не сердится, когда у него отбирают игрушку. |
Конец 10 месяца | Не повторяет и не имитирует действия, вызывающие смех окружающих. |
Конец 11 месяца | Не усваивает навыков самообслуживания — не поддерживает чашку при питье, не может самостоятельно есть сухарь. |
Конец 12 месяца | Не может самостоятельно есть ложкой, не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале. |
Конец 15 месяца | Не может играть с матерью в простые игры, например, с мячом; — не может самостоятельно удержать стакан и пить из него — не говорит хотя бы два простых слова (например, слово мама). |
Конец 20 месяца | Не играет с машинкой или куклой; — не пытается общаться с родителями — не надевает самостоятельно шапку, носки, обувь, не подражает действиям взрослого с предметами быта. |
Воспитание и обучение ребенка с аутизмом потребует от вас больших усилий и терпения. Вашему ребенку может потребоваться намного больше времени, чем другим детям, чтобы научиться общаться с вами. Ребенок может долгое время не понимать вашу речь и не обращать на нее никакого внимания, однако, если вы будете внимательны и терпеливы, ребенок постепенно научится понимать вас.
Поведение детей с аутизмом
Поведение детей с аутизмом однообразно и характеризуется следующими симптомами. Они могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать и выливать воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки и т.д. Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям.
Коммуникативные нарушения оказывают влияние на развитие речи ребенка. Как правило, дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Ребёнок не использует речь для общения, он не обращается к взрослому с просьбами, не зовёт маму. Дети часто проявляют раннюю самостоятельность: если им, что-нибудь нужно, они идут и берут сами, или используют руку взрослого как инструмент. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым.
У части детей наблюдается полный мутизм (отсутствие речи). Работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, очень длительна и кропотлива. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, вокализации которого проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м»), должны быть направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга.
Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение и помощь детям-аутистам, имеющим тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее начинается обучение чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи.
Параллельно ведется специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии (нарушение артикуляционной моторики), наличие которой может служить серьезным препятствием для успешного развития речи. Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как для коррекции аутизма у детей требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психоневролог, коррекционный педагог, психолог, логопед, музыкальный терапевт, социальный педагог).
Что такое синдром раннего детского аутизма: симптомы и причины
Расстройства аутистического спектра (к ним и относится синдром раннего аутизма у детей) характеризуются симптомами, выраженными недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличию к близким. Дети с РАС испытывают страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненную приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. Наиболее отчетливо симптомы аутизма проявляются от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в более раннем возрасте.
Синдром раннего детского аутизма (и другие РАС) проявляется у детей равнодушием к близким. Дети не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечают их присутствия. В то же время любое изменение привычной обстановки, например в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки, часто вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем и пронзительным криком. Сходная реакция возникает при изменении порядка или времени кормления, прогулок, умывания и других моментов повседневного режима.
Дети, которым диагностируют аутизм, активно стремятся к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда они одни. Вместе с тем характер контакта с матерью может быть различным: наряду с индифферентным отношением, при котором дети не реагируют на присутствие или отсутствие матери, наблюдается негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта, при которой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки.
Нейролептики
В мировой практике для лечения аутизма успешно применяется метод предполагающий использование нейролептиков (антипсихотиков). Основной точкой приложения нейролептиков является блокада дофаминовых рецепторов в головном мозге. На дисрегуляцию обмена дофамина при аутизме указывают многие исследования, хотя, возможно, дисфункция является более сложной, чем однозначная гипердофаминэргия, так как агонисты дофаминовых рецепторов (бромокриптин, амантадин) оказываются также эффективны при аутизме, действуя на моторную гиперактивность и дефицит внимания. Атипичные нейролептики, помимо блокады дофаминовых рецепторов, блокируют и серотониновые 5НТ2‑рецепторы ЦНС.
Самым распространенным нейролептиком, используемым у детей с РАС, является рисперидон. Препарат рекомендован ВОЗ докладом 19‑й экспертной комиссии по базовым препаратам (январь 2013 года) как антипсихотик, безопасный для снятия раздражительности и агрессии у детей с аутичными расстройствами. Этот атипичный нейролептик существенно снижает вызывающее поведение, гиперактивность, стереотипии. В ходе международных клинических исследований рисперидона¹ только у 30 % детей изначально отмечалось снижение уровня серотонина в ликворе, что косвенно может говорить о его дефиците и патогенетической эффективности блокаторов серотониновых 5НТ2‑рецепторов у данной группы пациентов.
Второй наиболее часто рекомендуемый при аутизме нейролептик — арипипразол, эффективность которого доказана в 52 % случаев аутизма. Он особенно предпочтителен при наличии противопоказаний или побочных эффектов при терапии рисперидоном.
Методы лечения аутизма у детей
Лечение аутизма у детей в Москве дает неплохие результаты. Подтверждением тому являются пациенты НейроЛогопедического центра «Выше радуги». Дети не только успешно учатся в обычных школах, но и посещают спортивные секции, различные кружки по интересам, общаются, дружат.
Безусловно, очень многое зависит от родителей и их принятия уникальности малыша. Взрослые должны осознать необходимость систематической и грамотной поддержки своего ребенка, должны быть готовы всю жизнь создавать такому ребенку особые комфортные условия.
Чтобы получить результат, следует приложить определенные усилия. Во-первых, создать специальные условия для роста и развития ребенка: оградить его от громких звуков и других раздражителей, не менять распорядок дня и привычную обстановку.
Во-вторых, освоить целый ряд важных правил и специфический язык общения с особенным малышом. Да, на это нужно тратить достаточно много сил и времени, но результат того стоит! Для детей с аутичным спектром это вопрос жизни в социуме или без него! Об этом нужно обязательно помнить!
Большинство детей-аутят талантливы в определенной области, следует помочь им раскрыться. Они по-другому воспринимают и понимают окружающий мир, необходимо научить их жить и взаимодействовать в обществе.
Специалисты нашего центра разрабатывают индивидуальные коррекционные программы для каждого малыша, обучают родителей особенностям грамотной коммуникации с ребенком.
Методики лечения направлены на улучшение интеллектуального, поведенческого, социального, эмоционального, двигательного, сенсорного и речевого развития. Работа осуществляется поэтапно.
Дважды в месяц проводится консилиум специалистов (нейропсихологи, дефектологи, специалисты сенсорной интеграции, ритмотерапевты, логопеды, инструкторы нейроакустических программ), с учетом динамики состояния вносятся те или иные изменения в программу реабилитации.
Необходимо помнить, что всегда можно добиться социализации ребенка. Правильная коррекция состояния позволит улучшить взаимодействие ребенка со сверстниками и окружающим миром, самоконтроль, эмоционально-волевую сферу, учебную мотивацию, нейродинамику, концентрацию внимания. А это, в свою очередь, предотвратит задержку речевого и интеллектуального развития. При своевременном обращении к специалистам возможно минимизировать аутичные проявления, обучить ребенка самостоятельности и полностью его адаптировать к социальной жизни.
Признаки аутизма у детей 3-4 лет
- К возрасту 3 лет или немного старше даже у маленького интроверта-звуковика должна появиться речь. Она может быть не слишком развернутой — лаконичной, но с ее помощью ребенок выражает свои желания, по существу отвечает на ваши вопросы, взаимодействует в ходе игры и в быту. Если речь после 3 лет не появилась совсем — это повод для беспокойства.
- Многие дети любят повторять одну и ту же фразу по нескольку раз. Но если ребенок просто навязчиво и многократно повторяет одно и то же, причем это бывает вовсе не к месту, не по смыслу, — стоит насторожиться.
- Звуковой ребенок в 3-4 года все еще может давать «отсроченный ответ», то есть не сразу реагировать на вашу просьбу. Но однозначно он должен знать названия предметов быта, игрушек, находить в книге нужные изображения. И выполнять просьбы, отвечать на вопросы, даже если с небольшой задержкой.
- К 3-4 годам должна сложиться устойчивая эмоциональная связь с мамой и должны появиться хотя бы первые ростки эмоциональных связей с другими людьми. Если ребенок целиком безразличен к приходу-уходу мамы и других близких, постоянно уклоняется от контакта с любыми людьми — это может быть признаком нарушений.
- Насторожить должны и поведенческие аномалии, если они есть (гиперактивность, навязчивые движения, ритуальность, упрямство и агрессия, аутоагрессия, истерики). Такие показатели в любом случае говорят о том, что в развитии ребенка есть проблемы. Но говорить о том, что это сопутствующие симптомы аутизма, можно, только если вы их наблюдаете вкупе с другими нарушениями (по пунктам 1–4).
Определение
В США c 2013 года используется классификация DSM-5, согласно ей и детский аутизм, и аутизм взрослых, в том числе синдромы Аспергера, Каннера и Ретта, объединены в одну группу расстройств аутичного спектра.
Расстройство аутичного спектра (РАС), или аутизм, — это группа заболеваний психической сферы, проявляющихся как пожизненное состояние, с нарушениями коммуникации, социализации, познавательных функций и речи.
В МКБ-10 спектр аутичных расстройств зашифрован кодом F84, «общие расстройства психологического развития». Отдельно выделен детский аутизм, F.84.0. Согласно МКБ-10 аутизм — это «тип общего нарушения развития, который определяется наличием:
- аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребенка в возрасте до трех лет;
- психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которое ограниченно, стереотипно и монотонно.
Эти специфические диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность».
Абилитация пациентов с РАС
Помощь ребенку и его семье должна быть начата как можно раньше. Ранняя постановка диагноза и интенсивные занятия способны сократить отставание в развитии и помочь социализировать пациентов.
Важно понимать, что причину развития аутизма в настоящее время можно найти только у 30 % детей с РАС. Это органические поражения головного мозга, нарушение обмена аминокислот, нарушение обмена витаминов группы B и синдром Ретта, единственное известное генетическое заболевание, вызывающее аутизм
В 70 % случаев причину выявить не удается, поэтому подбор методов абилитации и фармакологической коррекции должен быть индивидуальным.
Продвинутые российские психиатры работают по международным протоколам ведения пациентов с РАС, поскольку отечественные стандарты на сегодняшний день находятся в процессе разработки.
Что должно настораживать родителей в поведении ребенка в возрасте до двух лет?
Считается, что об аутизме можно думать, если ребенок:
не удерживает сколько-нибудь длительно контакта «глаза в глаза»;
не откликается на имя при сохранном слухе;
обнаруживает дефицит совместного внимания (то есть не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету);
не обращается за помощью;
не пытается чем-то поделиться;
использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.
Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому психиатру. Диагностировать детский аутизм трудно. Даже опытному специалисту требуется много времени для наблюдений и анализа картины данного психического нарушения. Следует спокойно отнестись к назначению повторных приемов, обследований и консультаций. Некоторые признаки аутизма обнаруживаются при глубокой и тяжелой умственной отсталости и тяжелом недоразвитии речи. Поэтому без достаточного представления о характере нарушений, лечение и коррекционная работа могут оказаться недостаточно эффективными.
Диагностика и необходимость заключения психиатра
Помните, что самостоятельно вы не вправе определить диагноз ребенка. Сделать это может только компетентный специалист, врач-психиатр, на основании совокупности симптомов и признаков.
Но с помощью этой статьи вы можете определить, насколько обоснована ваша тревога. А главное — узнать причины, по которым нарушается развитие маленького звуковика. Получить рекомендации, что можно сделать, чтобы его развитие выровнялось.
Этапы развития ребенка и причины отклонений
Психологическую травму, которая приводит к развитию аутизма, ребенок получает по двум причинам:
- Слишком громкие звуки травмируют особо чувствительное ухо звуковика. Сюда относятся работа шумных бытовых приборов, громкая музыка, постоянно включенный телевизор или радио. Но особенно ссоры, скандалы и крики в семье, оскорбительные смыслы в речи взрослых.
- Тяжелые психологические состояния мамы травмируют психику ребенка. Это может быть текущий сильный стресс (развод, потеря работы, смерть близких) или хронический стресс из-за жизненных неурядиц. И даже давние психологические травмы, которые мама получила много лет назад. Отгороженность от людей может возникать и от отсутствия эмоциональной связи с мамой — например, она вынуждена много работать и ребенок много времени проводит в одиночестве, в компании «мультиков» или аудиосказок. Ребенок не научается взаимодействию с людьми, остается в интроверсии.
В зависимости от того, как и когда ребенок получил ущерб, его нарушения могут проявиться в разном возрасте:
-
Сегодня все чаще говорят о «врожденном аутизме». Но генетика здесь вовсе ни при чем. Просто звуковой малыш мог действительно получить травму еще в утробе матери. Например, если мама переживала тяжелый стресс во время беременности. Или подвергалась слишком громким шумовым воздействиям (дискотеки, концерты, работа в шумном цеху на производстве и т. д.).
-
Чаще всего врачи диагностируют признаки аутизма у ребенка 4 лет или немного младше (после 3 и до 4). Обычно это выглядит так: ребенок в целом до года развивался нормально, а потом психологически словно застрял на этом возрастном рубеже. Тут играют роль совокупно обе причины, описанные выше.
-
Реже бывает, что признаки аутизма появляются у звуковика в дошкольном или младшем школьном возрасте. Иногда при явном регрессе в развитии такой ребенок получает диагноз «детская шизофрения».
Что делать родителям и близкому окружению
Если вы подозреваете у ребенка признаки аутизма, примите сразу же такие меры:
- Создайте атмосферу «звуковой экологии» дома. Исключите ссоры и повышенный тон. Сведите к минимуму любые бытовые шумы. Обращайтесь к ребенку негромко и внятно, чтобы он вслушивался в речь. На фоне тихо включайте классическую музыку, когда малыш занят игрой, — это полезно для звуковых ушек.
- Создайте атмосферу «эмоциональной экологии», насколько это возможно. Маленький звуковик будет уходить в себя, если вы «фонтанируете эмоциями». Также не стоит приступать к игре или занятиям с ребенком, если вы чувствуете, что нервничаете или слишком устали.
Выполнить первый пункт намного легче, чем второй. Потому что даже скрытые тяжелые мамины состояния будут наносить ребенку ущерб. Тем не менее выход есть — в том случае, если мама получает качественную психотерапевтическую помощь.
Коррекционная работа
Коррекционные методики и подходы могут быть самыми разными, в зависимости от конкретных ситуаций. Но некоторые общие принципы все же можно выделить. Прежде всего, между родителями и специалистами должно установиться доверие и взаимопонимание при достаточном уровне критичности. У мам и пап не должно быть сомнений в компетентности специалистов, которые работают с их ребенком, а специалисты должны быть уверены в искренности и открытости родителей.
В то же время, если возникают какие-то вопросы или опасения, их не следует держать в себе, нужно стремиться к полной ясности. Коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше. До трех лет этот диагноз не ставят, но если есть какие-то подозрения, целесообразно отнести ребенка к группе риска и начинать диагностические занятия продолжительностью не менее одного-двух месяцев. Даже если диагноз не подтвердится, они ничего, кроме пользы, не принесут. Вот основные правила коррекционной работы:
Коррекция детского аутизма должна быть комплексной, и ведущее место отводится психолого-педагогической работе
Медикаментозное лечение во многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких-либо препаратов недопустимы.
Детям-аутистам трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям
Поэтому организационные особенности в учреждении, которое посещает такой ребенок, и дома должны быть одинаковыми или, по крайней мере, близкими. В идеале весь уклад жизни в семье с больным малышом должен соответствовать задачам коррекционной работы: это включает единство принципов отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, последовательность и постоянство в их применении.
Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем, именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.
Работа с малышом должна проходить в достаточном объеме. Когда в образно говорят, что коррекция детского аутизма должна продолжаться 25 часов в сутки, имеют в виду не количество учебных часов, но «коррекцию всей жизнью». Это, прежде всего, касается структурирования пространства (четкая связь определенных видов деятельности с соответствующими участками учебных помещений) и времени (через систему подходящих по объему и форме расписаний).
Коррекционная работа, особенно на начальных этапах, строится на основе индивидуально разработанной программы, поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески.
Причины аутизма
Точной причины развития заболевания не установлено. Существует несколько гипотез возникновения аутизма. Основной из причин считается влияние на организм ребенка генномодифицированных продуктов. Кроме того, возможными провоцирующими факторами являются:
- тератогенное воздействие на плод в период беременности (консерванты, алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, стресс и т. д.);
- органические поражения ЦНС;
- гормональные нарушения;
- вирусные и бактериальные инфекции;
- воздействие внешних факторов окружающей среды (радиация, отравление тяжелыми металлами и др.).