Слышимый частотный диапазон звука и терминология условного деления

Последствия черепно-мозговых травм

При черепно-мозговых травмах круг возможных причин снижения слуха расширяется. Тугоухость наступает из-за трещины пирамиды височной кости, повреждений центральных слуховых путей в области ядер или в среднем мозге, кровоизлияния в полость уха. Причем слух пропадает резко или падает постепенно, но с симптомами: субъективными шумами в голове, нарушением равновесия, выделением жидкости из ушного канала.

После травм головы нужно обратиться к лору, даже если симптомов потери слуха нет.

Внимательно отслеживайте свои реакции после ЧМТ – головокружение, тошнота, снижение слуха на любом ухе – повод немедленно обратиться к врачу общей практики

Слуховой механизм

В среднем ухе используются три крошечные кости: молоток, наковальня и стремени, которые передают колебания от барабанной перепонки во внутреннее ухо.

Слуховая система человека состоит из трех основных компонентов : наружного уха, среднего уха и внутреннего уха.

Наружное ухо

Наружное ухо включает ушную раковину , видимую часть уха, а также слуховой проход , который заканчивается у барабанной перепонки , также называемой барабанной перепонкой. Ушная раковина служит для фокусировки звуковых волн через слуховой проход к барабанной перепонке. Из-за асимметричного характера внешнего уха у большинства млекопитающих звук по- разному фильтруется на пути к уху в зависимости от места его происхождения. Это дает этим животным возможность локализовать звук по вертикали . Барабанная перепонка представляет собой воздухонепроницаемую мембрану, и, когда туда приходят звуковые волны, они заставляют ее вибрировать в соответствии с формой звуковой волны . Церумин (ушная сера ) вырабатывается серными и сальными железами в коже слухового прохода человека, защищая слуховой проход и барабанную перепонку от физического повреждения и микробной инвазии.

Среднее ухо

Среднее ухо состоит из небольшой заполненной воздухом камеры, расположенной медиальнее барабанной перепонки. Внутри этой камеры находятся три самые маленькие кости в теле, известные вместе как косточки, которые включают молоток, наковальню и стремени (также известные как молоток, наковальня и стремени соответственно). Они способствуют передаче колебаний от барабанной перепонки во внутреннее ухо, улитку . Назначение косточек среднего уха — преодолеть несоответствие импеданса между воздушными волнами и волнами улитки, обеспечивая согласование импеданса .

В среднем ухе также расположены стремечковая мышца и натяжная барабанная мышца , которые защищают слуховой механизм посредством рефлекса жесткости. Стремена передает звуковые волны во внутреннее ухо через овальное окно , гибкую мембрану, отделяющую заполненное воздухом среднее ухо от заполненного жидкостью внутреннего уха. Круглое окно , другая гибкая мембрана, позволяет гладкому перемещению жидкости внутреннего уха , вызванная поступающими звуковые волнами.

Внутреннее ухо

Внутреннее ухо — небольшой, но очень сложный орган.

Внутреннее ухо состоит из улитки , которая представляет собой спиралевидную трубку, заполненную жидкостью. Он разделен вдоль кортиевого органа , который является основным органом механической нервной трансдукции . Внутри кортиева органа находится базилярная мембрана , структура, которая вибрирует, когда волны от среднего уха распространяются через улитковую жидкость — эндолимфу . Базилярная мембрана тонотопна , так что каждая частота имеет характерное место резонанса вдоль нее. Характерные частоты высокие у базального входа в улитку и низкие на вершине. Движение базилярной мембраны вызывает деполяризацию из волосковых клеток , специализированная слуховые рецепторы , расположенные внутри органа Корти. Хотя волосковые клетки сами не производят потенциалы действия , они выделяют нейромедиатор в синапсах с волокнами слухового нерва , который действительно производит потенциалы действия. Таким образом, паттерны колебаний базилярной мембраны преобразуются в пространственно-временные паттерны выстрелов, которые передают информацию о звуке в ствол мозга .

Нейронный

Боковая лемниска (красная) соединяет нижние слуховые ядра к нижнему бугорку в среднем мозге.

Звуковая информация из улитки проходит через слуховой нерв в ядро улитки в стволе мозга . Оттуда, проецируется на нижний бугорок в среднем мозге тектуме . Уступает бугорок интегрирует слуховой вход с ограниченным входом из других частей мозга и участвует в подсознательных рефлексах , такие как слуховая реакция испуга .

Нижний бугорок, в свою очередь, проецируется на медиальное коленчатое ядро , часть таламуса, где звуковая информация передается в первичную слуховую кору в височной доле . Считается, что сначала звук воспринимается осознанно в первичной слуховой коре . Вокруг первичной слуховой коры находится область Вернике, область коры, участвующая в интерпретации звуков, которая необходима для понимания произносимых слов.

Нарушения (например, инсульт или травма ) на любом из этих уровней могут вызвать проблемы со слухом, особенно если нарушение двустороннее . В некоторых случаях это также может привести к слуховым галлюцинациям или более сложным проблемам с восприятием звука.

Почему получить плоскую частотную характеристику крайне сложно?

К сожалению, получить идеальный звук в современных условиях невозможно, и идеально плоская АЧХ всё ещё остаётся лишь мечтой, не взирая на то какие технологии используются при создании наушников.

Вся проблема заключается в том, что наушники — это механические устройства, а у любого механического устройства есть ограничения, заданные законами физики.

Также стоит учитывать сочетание различных компонентов в аудиосистеме: ЦАП, усилитель и наушники. Каждый из компонентов вносит собственные искажения и результат может быть очень разным и, что самое неприятное – непредсказуемым.

Например, нужно учитывать собственное сопротивление каждого из компонентов цепи, их сочетания и как они взаимодействуют друг с другом, также физические свойства драйвера наушников, его акустическое оформление и т.д. В результате мы всегда будем иметь те или иные искажения, но в удачном случае мы можем добиться того, что эти искажения будут либо крайне мало заметны на слух, либо незаметны вовсе и именно в этом заключается наша цель – подобрать идеальные наушники и аудио оборудование так, чтобы вы были крайне довольно результатом их работы.

Обычно производитель указывает на упаковке или в инструкции к наушникам результаты измерения АЧХ, по которой мы можем косвенно судить о том, как они будут звучать. Но никогда не может предсказать как именно конкретные наушники будут работать с вашим аудио оборудованием, именно по этой причине никогда не стоит выбирать наушники лишь по графику АЧХ. Этот график был получен на тестовом стенде производителя (условия произведения замеров нам не сообщают), в этот график затесались и огрехи микрофонов, которыми снимали воспроизводимый звук.

АЧХ нам нужна для того, чтобы мы убедились, что на всём её протяжении нет резких перепадов более чем на 6 Дб. Именно значение 6 Дб мы будем считать значимым, т.к. такой перепад легко воспринимается человеческим слухом. Если вы видите на графике АЧХ наушников, что в определённых местах разница составляет более 6 Дб от среднего значения, значит эти наушники вносят явное искажение в звук и далее всё зависит от вашего вкуса, нравится ли вам подобное искажение или нет.

Сравнение идеального сигнала (зелёная линия), наушников с хорошей АЧХ (жёлтая линия) и с худшей АЧХ (красная линия)

Но есть ещё одна особенность – скорость изменения частотной характеристики

Как мы уже знаем, она в любом случае не будет линейной, но для нашего восприятия крайне важно, чтобы колебания происходили плавно, а не резко. Чем более плавным будет изменение графика АЧХ, тем лучше будут звучать наушники, более естественно

Таким образом, чтобы сделать первый отсев наушников при выборе, нам нужны те модели, АЧХ которых изменяется плавно и не более чем на 3 Дб от среднего значения. Именно такие наушники нужно оставить для второго тура выборов – личного прослушивания перед покупкой.

ЦАП вносит минимум искажения, можно сказать, что все современные ЦАПы вообще не вносят искажений в сигнал.

С усилителями всё сложнее, но, опять же, современные модели имеют довольно ровные характеристики довольно близкие к идеальным.

Но помните, что чем ниже собственное сопротивление наушников, тем больше они чувствительны к искажению сигнала усилителя. Именно по этой причине высококлассные наушники имеют высокое значение сопротивления, которое достигает значения 300 Ом, а в некоторых случаях даже 600 Ом. Одна из причин создания таких наушников как раз заключается в том, чтобы максимально уменьшить влияние искажения сигнала, которое происходит в усилителе, на результирующий звук. Это не значит, что все низкоомные наушники плохие, это лишь значит, что чем ниже сопротивление наушников, тем более качественным должен быть усилитель.

Амплитудно‐частотная характеристика

h23,0,0,0,0—>

В этой теме нельзя не упомянуть такое понятие как АЧХ. Что это такое? Это диаграмма, которая характеризует зависимость амплитуды звука от его частоты. По ней можно определить, на каких именно частотах колонка сможет играть громче, а на каких тише.

p, blockquote15,0,0,0,0—>

p, blockquote16,0,0,0,0—>

В остальных случаях выбирать колонки рекомендую по АЧХ, в зависимости от того, какому звуку вы отдаете предпочтение:

p, blockquote17,0,0,0,0—>

  • С подъемом от 20 Гц до средних басов для тех, кто любит, когда «бумкает» – поклонникам drum’n’bass, breakbeat, dubstep, дет‐метала, грайндкора и некоторых течений дум‐металла;
  • С преобладанием средних частот – поклонникам классических вокала и музыки;
  • Высокие частоты – для любителей хеви‐металла, пауер‐металла, а также вокала в стиле «пиг скрим».

На закономерный вопрос как изменить АЧХ акустической системы, единственный адекватный ответ – перепаять самостоятельно, заменив базовые динамики на более подходящие. Впрочем, многие меломаны знают, как увеличить высокие частоты и убрать басы.Первый способ – воспользоваться регуляторами на самой акустической системе. Если таковые не предусмотрены конструкцией, рекомендую слушать музыку с помощью проигрывателя со встроенным эквалайзером – например, WinAMP или AIMP.

p, blockquote18,0,0,1,0—>

p, blockquote19,0,0,0,0—>

Встречается она в среднем классе и более дорогих устройствах. Впрочем, многие производители приводят все необходимые данные по каждому девайсу на официальном сайте.

p, blockquote20,0,0,0,0—>

Кошки

Внешнее ухо ( как перья ) кошки

Кошки обладают прекрасным слухом и могут определять чрезвычайно широкий диапазон частот. Они могут слышать более высокие звуки, чем люди или большинство собак, обнаруживая частоты от 55  Гц до 79  кГц

Кошки не используют эту способность слышать ультразвук для общения, но это, вероятно, важно на охоте, поскольку многие виды грызунов издают ультразвуковые сигналы. Кошачий слух также чрезвычайно чувствителен и является одним из лучших среди всех млекопитающих, особенно в диапазоне от 500 Гц до 32 кГц

Эта чувствительность дополнительно усиливается за счет больших подвижных наружных ушей кошки (их ушных раковин ), которые усиливают звуки и помогают кошке почувствовать направление, откуда исходит шум.

Летучие мыши

Летучие мыши развили очень чувствительный слух, чтобы справляться с их ночной деятельностью. Их диапазон слуха варьируется в зависимости от вида; на самом низком уровне она может составлять 1 кГц для некоторых видов, а для других видов максимальная частота достигает 200 кГц. Летучие мыши, которые могут распознавать 200 кГц, плохо слышат ниже 10 кГц. В любом случае наиболее чувствительный диапазон слуха летучих мышей уже: примерно от 15 до 90 кГц.

Летучие мыши перемещаются между объектами и обнаруживают свою жертву с помощью . Летучая мышь издает очень громкий короткий звук и оценивает эхо, когда оно отскакивает. Летучие мыши охотятся на летающих насекомых; эти насекомые возвращают слабое эхо крика летучей мыши. Тип насекомого, его размер и расстояние можно определить по качеству эхо-сигнала и времени, которое требуется для отражения эха. Существует два типа вызова с постоянной частотой (CF) и с частотной модуляцией (FM), которые уменьшаются по высоте тона. Каждый тип раскрывает разную информацию; CF используется для обнаружения объекта, а FM используется для оценки расстояния до него. Звуковые импульсы, издаваемые летучей мышью, длятся всего несколько тысячных долей секунды; паузы между вызовами дают время прислушаться к информации, возвращающейся в виде эха. Данные свидетельствуют о том, что летучие мыши используют изменение высоты звука, производимое эффектом Доплера, для оценки скорости своего полета по отношению к объектам вокруг них. Информация о размере, форме и текстуре формируется для формирования картины их окружения и местонахождения их добычи. Используя эти факторы, летучая мышь может успешно отслеживать изменения в движениях и, следовательно, выслеживать свою добычу.

Что такое децибелы и герцы

Любой звук или шум можно охарактеризовать двумя параметрами: высотой и силой звучания.

Высота звука

Высота звука определяется количеством колебаний звуковой волны и выражается в герцах (Гц): чем больше герц, тем выше тон. Например, самая первая белая клавиша слева на обычном фортепиано («ля» субконтроктавы) издает низкий звук с частотой 27,500 Гц, а самая последняя белая клавиша справа («до» пятой октавы) выдает 4186,0 Гц.

Ухо человека способно различать звуки в пределах 16–20 000 Гц. Все, что меньше 16 Гц, называют инфразвуком, а свыше 20 000 – ультразвуком. Как ультразвук, так и инфразвук человеческим ухом не воспринимаются, но могут влиять на организм и психику.

По частоте все слышимые звуки можно разделить на высоко-, средне- и низкочастотные. К низкочастотным относятся звуки до 500 Гц, к среднечастотным – в пределах 500–10 000 Гц, к высокочастотным – все звуки с частотой более 10 000 Гц. Человеческое ухо при одинаковой силе воздействия лучше слышит именно среднечастотные звуки, которые воспринимаются более громкими. Соответственно низко- и высокочастотные «слышатся» более тихими, а то и вовсе «перестают звучать». В целом после 40–50 лет верхняя граница слышимости звуков снижается с 20 000 до 16 000 Гц.

Сила звучания

При воздействии на ухо очень громкого звука может случиться разрыв барабанной перепонки. На рисунке снизу — нормальная перепонка, вверху — перепонка с дефектом.

Любой звук может воздействовать на орган слуха по-разному. Это зависит от его силы звучания, или громкости, которая измеряется в децибелах (дБ).

Нормальный слух способен различать звуки начиная от 0 дБ и выше. При воздействии громкого звука силой более 120 дБ возможен разрыв барабанной перепонки.

Наиболее комфортно ухо человека чувствует себя в диапазоне до 80–85 дБ.

Для сравнения:

  • зимний лес в безветренную погоду – около 0 дБ,
  • шелест листьев в лесу, парке – 20–30 дБ,
  • обычная разговорная речь, работа в офисе – 40–60 дБ,
  • шум от двигателя в салоне автомобиля – 70–80 дБ,
  • громкие крики – 85–90 дБ,
  • раскаты грома – 100 дБ,
  • отбойный молоток на расстоянии в 1 метр от него – около 120 дБ.

Слуховые тесты

Слух можно измерить с помощью поведенческих тестов с помощью аудиометра . Электрофизиологические тесты слуха могут обеспечить точные измерения порогов слуха даже у пациентов без сознания. Такие тесты включают слуховые вызванные потенциалы ствола мозга (ABR), отоакустическую эмиссию (OAE) и электрокохлеографию (ECochG). Технический прогресс в этих исследованиях позволил широко распространить скрининг слуха у младенцев.

Слух можно измерить с помощью мобильных приложений, которые включают функцию аудиологической проверки слуха или приложение для слухового аппарата . Эти приложения позволяют пользователю измерять пороги слышимости на разных частотах ( аудиограмма ). Несмотря на возможные ошибки в измерениях, потерю слуха можно обнаружить.

Какие параметры наушников характеризуют качество звучания

На качество звучания в некоторой степени оказывают влияние все параметры. Но самый очевидный – это частота диапазона. Чем интервал воспроизводимых частот шире, тем богаче палитра звуков. Большинство производителей указывает на коробке стандартный диапазон, в пределах способности человеческого уха воспринимать звуки, то есть 20 – 20000 Гц. Однако эта характеристика недостаточно характеризует качество звучания.

Редкие производители, помимо стандартных цифр, показывают график АЧХ, отражающий рабочую картину. Так, нижние тона могут быть различимы. Но на таком уровне громкости, что слышны исключительно в сурдокамере (акустическом помещении). На улице же услышать басы нельзя. Поэтому указанный на коробке диапазон частоты – это условность.

Диапазон слуха в обычных условиях

Если отсечь «маргинальные участки» звукового спектра, то для комфортной жизни человека доступно не так уж и много: это промежуток от 200 Гц до 4000 Гц, что практически полностью соответствует диапазону человеческого голоса, от глубокого бассо — профундо, до высокого колоратурного сопрано. Тем не менее, даже при комфортных условиях, слух человека ухудшается постоянно. Обычно наибольшая чувствительность и восприимчивость у взрослых людей в возрасте до 40 лет находится на уровне 3 килогерц, а в возрасте 60 лет и более понижается до 1 килогерца.

Диапазон слуха у мужчин и женщин

В настоящее время не приветствуется половая сегрегация, но мужчины и женщины действительно различно воспринимают звук: женщины способны слышать лучше в высоком диапазоне, и возрастная инволюция звука в области высоких частот у них более медленная, а мужчины воспринимают высокие звуки несколько хуже. Логично, казалось бы, предположить, что мужчины лучше слышат в басовом регистре, но это не так. Восприятие басовых звуков, как у мужчин, так и у женщин практически одинаковое.

При этом у мужчин и женщин существует довольно большая разница в работе речевого аппарата. Женщины производят звуки от 120 до 400 герц, а мужчины — от 80 до 150 Гц, по среднестатистическим данным.

Степени тугоухости относительно силы громкости

Обычно различают следующие степени потери слуха:

  • Нормальный слух – человек слышит звуки в интервале от 0 до 25 дБ и выше. Он различает шелест листвы, пение птиц в лесу, тиканье настенных часов и т. п.
  • Тугоухость:
  1. I степень (легкая) – человек начинает слышать звуки от 26–40 дБ.
  2. II степень (умеренная) — порог восприятия звуков начинается от 40–55 дБ.
  3. III степень (тяжелая) – слышит звуки от 56–70 дБ.
  4. IV степень (глубокая) – от 71–90 дБ.

Глухота – это состояние, когда человек не слышит звук громкостью более 90 дБ.

Сокращенный вариант степеней тугоухости:

  1. Легкая степень – способность воспринимать звуки менее 50 дБ. Человек понимает разговорную речь практически в полном объеме на расстоянии более 1 м.
  2. Средняя степень – порог восприятия звуков начинается при громкости от 50–70 дБ. Общение друг с другом затруднено, т. к. в этом случае человек слышит хорошо речь на расстоянии до 1 м.
  3. Тяжелая степень – более 70 дБ. Речь обычной интенсивности уже не слышна или неразборчива у самого уха. Приходится кричать или пользоваться специальным слуховым аппаратом.

В повседневной практической жизни специалисты могут использовать и другую классификацию потери слуха:

  1. Нормальный слух. Человек слышит разговорную речь и шепот на расстоянии более 6 м.
  2. Легкая степень потери слуха. Разговорную речь человек понимает с расстояния более 6 м, однако шепот слышит уже не более чем в 3–6 метрах от себя. Пациент может различать речь даже при постороннем шуме.
  3. Умеренная степень потери слуха. Шепот различает на расстоянии не более 1–3 м, а обычную разговорную речь – до 4–6 м. Восприятие речи может нарушаться при постороннем шуме.
  4. Значительная степень потери слуха. Разговорная речь слышна не далее как на расстоянии 2–4 м, а шепот – до 0,5–1 м. Отмечается неразборчивое восприятие слов, некоторые отдельные фразы или слова приходится повторять несколько раз.
  5. Тяжелая степень. Шепот практически не различает даже у самого уха, разговорную речь даже при крике различает с трудом на расстоянии менее 2 м. Больше читает по губам.

У позвоночных

Кошка может слышать высокочастотные звуки на две октавы выше, чем человек.

Не все звуки обычно слышны для всех животных. У каждого вида есть диапазон нормального слуха как по амплитуде, так и по частоте . Многие животные используют звук для общения друг с другом, и слух у этих видов особенно важен для выживания и воспроизводства. У видов, которые используют звук в качестве основного средства общения, слух обычно наиболее остро реагирует на звуки и речь.

Диапазон частот

Частоты, которые может слышать человек, называются звуковыми или звуковыми. Обычно считается, что диапазон составляет от 20 Гц до 20 000 Гц. Частоты выше звука называются ультразвуковыми , а частоты ниже звука — инфразвуковыми . Некоторые летучие мыши используют ультразвук для эхолокации во время полета. Собаки могут слышать ультразвук, что является принципом «тихого» собачьего свистка . Змеи чувствуют инфразвук своими челюстями, а усатые киты , жирафы , дельфины и слоны используют его для общения. Некоторые рыбы обладают способностью слышать более чутко из-за хорошо развитой костной связи между ухом и плавательным пузырем. Эта «помощь глухим» для рыб появляется у некоторых видов рыб, таких как карп и сельдь .

Люди

У людей звуковые волны попадают в ухо через наружный слуховой проход и достигают барабанной перепонки (барабанной перепонки). Сжатия и разрежение этих волн установить эту тонкую мембрану в движении, вызывая ответную вибрацию через кость среднего уха (с косточками : молоточек, наковальню и стремя), базилярная жидкостью в улитке, и волосы внутри него, под названием стереоцилии . Эти волоски выстилают улитку от основания до вершины, а стимулируемая часть и интенсивность стимуляции указывают на природу звука. Информация, собранная из волосковых клеток, отправляется через слуховой нерв для обработки в головном мозге.

Обычно говорят о диапазоне человеческого слуха от 20 до 20 000 Гц. В идеальных лабораторных условиях люди могут слышать звук от 12 Гц до 28 кГц, хотя порог резко возрастает на 15 кГц у взрослых, что соответствует последнему слуховому каналу улитки . Слуховая система человека наиболее чувствительна к частотам от 2000 до 5000 Гц. Индивидуальный диапазон слышимости варьируется в зависимости от общего состояния ушей и нервной системы человека. Диапазон сужается в течение жизни, обычно начиная с восьмилетнего возраста с уменьшением верхнего предела частоты. Женщины теряют слух несколько реже, чем мужчины. Это связано с множеством социальных и внешних факторов. Например, не раз было доказано, что мужчины больше времени проводят в шумных местах, и это связано не только с работой, но и с хобби и прочим. После менопаузы у женщин наблюдается более резкая потеря слуха. У женщин слух ухудшается на низких и частично средних частотах, тогда как мужчины чаще страдают потерей слуха на высоких частотах.

Аудиограмма, показывающая типичное отклонение слуха от стандартной нормы.

Аудиограммы человеческого слуха создаются с помощью аудиометра , который показывает испытуемому различные частоты, обычно через откалиброванные наушники, на определенных уровнях. Уровни взвешиваются по частоте относительно стандартного графика, известного как кривая минимальной слышимости , который предназначен для представления «нормального» слуха. Порог слышимости установлен на уровне около 0  фононов на контурах равной громкости (т.е. 20 микропаскалей , примерно самый тихий звук, который может обнаружить молодой здоровый человек), но стандартизован в стандарте ANSI на 1 кГц. Стандарты, использующие разные референтные уровни, вызывают различия в аудиограммах. Например, в стандарте ASA-1951 используется уровень звукового давления 16,5  дБ (уровень звукового давления) на частоте 1 кГц, тогда как в более позднем стандарте ANSI-1969 / ISO-1963 используется уровень звукового давления 6,5 дБ с поправкой на 10 дБ для пожилых людей. .

Синестезия

Один из самых необычных психоневрологических феноменов, при котором не совпадают род раздражителя и тип ощущений, которые человек испытывает. Синестетическое восприятие выражается в том, что помимо обычных качеств могут возникать дополнительные, более простые ощущения или стойкие «элементарные» впечатления — например, цвета, запаха, звуков, вкусов, качеств фактурной поверхности, прозрачности, объемности и формы, расположения в пространстве и других качеств, не получаемых при помощи органов чувств, а существующих только в виде реакций. Такие дополнительные качества могут либо возникать как изолированные чувственные впечатления, либо даже проявляться физически.

Выделяют, например, слуховую синестезию. Это способность некоторых людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями.
Следует учитывать, что синестезия, скорее психоневрологическая особенность человека и не является психическим расстройством. Такое восприятие окружающего мира может почувствовать обычный человек путем употребления некоторых наркотических веществ.

Общей теории синестезии (научно доказанного, универсального представления о ней) пока нет. На денный момент существует множество гипотез и проводится масса исследований в данной области. Уже появились оригинальные классификации и сопоставления, выяснились определенные строгие закономерности. Например, мы ученые уже выяснили, что у синестетов есть особый характер внимания — как бы «досознательный» — к тем явлениям, которые вызывают у них синестезию. У синестетов — немного иная анатомия мозга и кардинально иная его активация на синестетические «стимулы». А исследователи из Оксфордского университета (Великобритания) поставили серию экспериментов в ходе которых выяснили, что причиной синестезии могут быть сверхвозбудимые нейроны. Единственное, что можно сказать точно, что такое восприятие получается на уровне работы мозга, а не на уровне первичного восприятия информации.

Диапазон слуха в обычных условиях

Если отсечь «маргинальные участки» звукового спектра, то для комфортной жизни человека доступно не так уж и много: это промежуток от 200 Гц до 4000 Гц, что практически полностью соответствует диапазону человеческого голоса, от глубокого бассо — профундо, до высокого колоратурного сопрано. Тем не менее, даже при комфортных условиях, слух человека ухудшается постоянно. Обычно наибольшая чувствительность и восприимчивость у взрослых людей в возрасте до 40 лет находится на уровне 3 килогерц, а в возрасте 60 лет и более понижается до 1 килогерца.

Диапазон слуха у мужчин и женщин

В настоящее время не приветствуется половая сегрегация, но мужчины и женщины действительно различно воспринимают звук: женщины способны слышать лучше в высоком диапазоне, и возрастная инволюция звука в области высоких частот у них более медленная, а мужчины воспринимают высокие звуки несколько хуже. Логично, казалось бы, предположить, что мужчины лучше слышат в басовом регистре, но это не так. Восприятие басовых звуков, как у мужчин, так и у женщин практически одинаковое.

При этом у мужчин и женщин существует довольно большая разница в работе речевого аппарата. Женщины производят звуки от 120 до 400 герц, а мужчины — от 80 до 150 Гц, по среднестатистическим данным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector